Иногда посадка самолета может быть мягкой, а иногда трясет так, что даже убежденные атеисты начинают вспоминать молитвы. Но почему приземление может показаться жестким? Кого винить – погоду или того, кто за штурвалом? Пилот Тапио Сийвола объясняет возможные причины тряски на борту во время посадки.
1. Жесткая посадка может быть безопаснее
«Пассажиры часто думают, что успешная посадка проходит максимально мягко. Но на самом деле пилот может сознательно совершить жесткую посадку потому, что это безопаснее», - говорит Сийвола.
«Мягкая посадка может легко стать причиной того, что самолет не успеет достаточно быстро затормозить на взлетно-посадочной полосе. Если самолет опускается слишком медленно, то расстояние для торможения сокращается. Для многих пилотов жесткая посадка — это просто лучшая посадка», - заявляет Сийвола.
2. Некоторые полосы требуют жесткой посадки
“Если взлетно-посадочная полоса очень короткая, то пилот вынужден совершить жесткую посадку, чтобы использовать каждый метр полосы для торможения. Например, в аэропорте London City Airport протяженность полосы составляет только 1300 метров. Для сравнения, протяженность полос в аэропорту Хельсинки – 3000 метров. Как вы видите, это большая разница для тормозного пути – на коротких полосах нужно начинать торможение, как можно раньше», - рассказывает пилот.
Сийвола отмечает, что очень мало взлетно-посадочных полос имеют абсолютно гладкую поверхность. «Даже небольшой уклон вниз взлетно-посадочной полосы означает, что самолет должен приземлиться жестко, чтобы не уйти на «второй круг». На восходящей взлетно-посадочной полосе очень трудно совершить плавную посадку, потому что восходящий уклон быстро сокращает расстояние от самолета до поверхности», - объясняет он.
3. Из-за погодных условий полоса может стать скользкой
«Взлетно-посадочная полоса может быть скользкой, например, из-за дождя, слякоти, снега или льда. В этом случае жесткая посадка является самой безопасной. В некоторых аэропортах в зоне приземления могут остаться следы резины от шин самолетов. И, например, после тропического дождя летом такая взлетно-посадочная полоса становится очень скользкой».
4. Плохая видимость является проблемой
«Эффект "черной дыры" часто разбирается во время обучения пилотов. Чем хуже видимость из-за темноты или тумана, тем труднее оценить высоту на последних этапах посадки при помощи зрения».
По словам Сийвола, если пилот приземляется на широкую взлетно-посадочную полосу, то высота полета может показаться выше, чем в случае с узкой взлетно-посадочной полосой. «В этом случае пассажиры могут столкнуться с неровной посадкой», - говорит он.
5. Направление ветра может внезапно измениться
«Ветер, особенно порывистый, может принести немало сюрпризов. Если ветер ослабевает во время приземления самолета, пассажиры могут почувствовать удар во время приземления. Внезапные изменения направления или силы ветра ощущаются при посадке даже на высоте 1–3 метра», - говорит Сийвола.
6. Каждая посадка – ручная работа
Посадка – одна из самых сложных составляющих полета. За считанные минуты пилот должен проанализировать много информации, полностью сосредоточиться и отлично координировать работу ног, рук и визуальную картинку. Во время посадки правая и левая руки, ступни пилота выполняют разные задачи.
«Скорость полета не может быть слишком высокой или слишком низкой, скорость снижения должна сокращаться непосредственно перед приземлением на взлетно-посадочную полосу. Опытный пилот может произвести тысячи посадок, но каждая всегда будет отличаться. Иногда приземление может быть немного грубее, чем планировалось», - заключает Сийвола.