Как мы знаем от Маркса, на зрелой стадии коммунизма распределение – по потребностям, на ранней стадии – по труду.
Что было в СССР? Капиталистов не было, люди получали зарплату за труд. Трудовая деятельность была обязательной.
Значит, в СССР была реализована первая стадия коммунизма по Марксу с распределением по труду?
В советская идеологии считалось, что да.
Но СССР погиб, и это заставляет снова обратиться к теории, чтобы разобраться в причинах.
Что же оказывается? Оказывается, что социализм и деньги несовместимы.
Энгельс говорит, что социализм, сохраняющий в себе деньги, вырождается в капитализм. И описывает, как это происходит.
Сначала произойдет имущественное расслоение, затем богатейшие слои станут хозяевами средств производства социалистической общности.
Причем поначалу средства производства де-юре будут оставаться в собственности социалистической общности, будучи де-факто уже приватизированными. Затем новые частные хозяева вступят во владение средствами производства социалистической общности и де-юре.
СССР погиб как по писаному.
Как этого избежать? Энгельс категоричен: без отмены денег – никак.
Против этого все юридические законы, все ухищрения управленцев
«так же бессильны, как против таблицы умножения или химсостава воды»
- дословно говорит он.
Как же уйти от денег?
А какова функция денег?
Деньги – это всеобщий эквивалент, но чему они служат в этом качестве?
У денег 2 функции:
1) регулятор производства
2) регулятор распределения, стимул к труду.
О том, как уйти от денег как регулятора производства и почему это необходимо, мы рассмотрели в одной из публикаций. Речь идет об отказе от понятия «стоимость».
Почему необходимо уйти от денег как регулятора распределения – рассмотрено выше.
Как технически это сделать?
Для этого служит идея «трудовых квитанций» Р. Оуэна, вскользь упоминаемая, но высоко оцененная Марксом в 3-м томе «Капитала» и Энгельсом в «Анти-Дюринге».
Почему введено новое понятие, вместо привычного «деньги»? Потому что это эквивалент с другими свойствами, нежели деньги.
А именно – они именные. Даются они от государства за труд. Либо по статусу нетрудоспособности (ребенок, пенсионер, инвалид).
Их не украдешь (если украдешь, то не воспользуешься), за них ничего не продашь соседу и не купишь на них у него.
Мужчина больше не может купить дорогую шубку жене или невесте. Ибо ему доступны для приобретения только мужские фасоны одежды и аксессуары, а если шуба доступна для приобретения ей, она приобретет без него. Причем, возможно, ценой отказа от других вещей, но именно вещей, а не еды. Дети не могут содержать родителей, а родители – детей. Теряют смысл понятия «алименты», «премия». Обеспечение граждан – дело государства.
Значит, блокируются возможности не только воровства и взяточничества, но и сделки между гражданами, возможность одних аккумулировать материальные блага, которыми могли бы пользоваться другие.
А значит, выбивается основа из-под материального расслоения, которое могло бы послужить основой разделения на классы эксплуататоров и эксплуатируемых.
Фактически нет необходимости называть этот ПРИНЦИП БЕЗДЕНЕЖНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ «квитанциями», это название сохраняется из уважения к его авторам – Оуэну, Марксу и Энгельсу, которые так его назвали и во времена которых он не мог быть реализован иначе чем в виде неких бумажных «квитанций».
Современный уровень техники позволяет реализовать этот принцип качественно по-иному, очень удобно. Об этом - в последующих публикациях.
А внедрение этого принципа позволит спасти будущую попытку построения общественной формации будущего от перерождения. Теперь есть опыт СССР, а главное – компьютеры, базы данных и сети, то есть появилась техническая возможность реализации этого важнейшего принципа.
Если интересна тема - подписывайтесь на мой канал, и мы продолжим ее обсуждение.
Если понравилась статья - ставьте Лайк!
Этот канал посвящен развитию марксизма для современных условий. Грамотные марксисты, отпишитесь - объединим усилия!