Найти тему
Лодочник

Чем мотолодки СССР лучше современных: Про главную тайну старых "Казанок" и "Прогрессов"

Чего нет у современных лодок такого — что было у тех, выпущенных во времена Советского Союза? Просто ностальгия? Нет. Не просто.

Оставим за бортом - разговоры, типа "что выгоднее купить", "что дольше проживёт", "какую лодку выбрать"...

Сейчас не о выборе своей будущей лодки. Сейчас о том, в чём же заключаются преимущества "тех самых", старых советских мотолодок - перед современными. Или нет никаких преимуществ?

Советские лодки не были равнозначными. У разных моделей были очень различные характеристики. Были откровенно неудачные лодки.
Но, были среди них истинные шедевры судостроения, за которыми пока не могут угнаться современные производители.
И вот почему...

Ничего принципиально нового, в строительстве глиссирующих маломерных судов не изобретено. Сверху стали делать красивой формы стёкла. Кокпит современных лодок стал комфортнее и уютнее.

А что изменилось в самом важном? В конструкции силового набора и главное — в обводах лодки (в самой важной, "ходовой" части корпуса?..

В обводах, ничего нового не придумано. Всё те же - моногедроны, тримараны, глубокое V и прочие виды обводов. Ниже - несколько основных типов обводов (можно листать, сдвигая в сторону):

Обводы — важнейшее качество глиссирующего судна. Кроме этого, важное значение имеют: силовой набор, геометрические пропорции и конечно же — качество материала и качество его сборки...

Почему многие предпочитают купить старую "советскую" лодку и потратить деньги на то, чтобы освежить и затюнинговать её? Из экономии?.. Это, вряд ли.

Если хотите сделать всё "по уму", то тюнинг старой лодки (с ценой её покупки) обойдётся если не дороже — то и не дешевле чем купить "свежак". Единственная выгода в том, что деньги можно тратить не все сразу. И кое-что сэкономить, сделав своими руками.

Ниже, на фото пример такого тюнинга. Это мой "Крым" 1990 г.в. (несколько фото - можно листать, сдвигая).

В конце текста будет ссылка на более подробный рассказ о работе с этой лодкой.

Более трёхсот тысяч (без мотора) обойдётся и новая "Тактика 460". И столько же - помолодевший и шикарно затюнингованный "Прогресс" (той же длины 4,6м.) первой модификации. Цены на момент написания статьи (2020 год).

Ниже, на фото - оба варианта (листайте, сдвигая).

Только "Прогресс" (говорим о первой модификации) хорошо пойдёт и под 30 л.с. (максимум 40). А для "Тактики 460" — "тридцатки" будет мало. Чтобы на ней уверенно глиссировать вдвоём (и с рыбацким скарбом) надо 40-50 (а лучше 60 л.с.).

Думаю, никому не надо объяснять разницу в стоимости между моторами 30 и 60 л.с? И что расход у них тоже будет разный...

Знаете, почему такая разница в оптимальной мощности моторов? Это и есть основное. Об этом чуть позже. А пока, ещё один пример для сравнения:

Сравним новую лодку "Салют 430" и советскую мотолодку "Крым" (его длина тоже 4,3 м.). Стоимость нового Салюта и добротно затюнингованного "Крыма" будет примерно одинакова.

Хотя нет! В отличии от клёпанного "Прогресса", "Крым" потребует мЕньших затрат. И обойдётся (с материалами и работой) тысяч в 250 (без стоимости мотора). "Салют 430" — примерно 320 т.р. в зависимости от комплектации. (цены на 2020 год).

И опять же, "Крым" будет легко глиссировать с двумя рыбаками и их вещами, под мотором 18-25 л.с. (максимум 30). А "Салют" 18 лошадок не потянут... Придётся вешать на транец 30 (а лучше 40) л.с. Для той же загрузки и той же скорости.

На фото ниже: несколько фото обеих лодок (можно листать)

Можно ещё долго сравнивать современные и советские лодки. И почти всегда (!) советские окажутся легче и по весу и на ходу, чем современные российские.

Никогда вы не найдёте современную алюминиевую лодку, которая (при тех же размерах 4,6 м.) будет легко глиссировать под мотором 25-30л.с. (как это может делать старенький "Прогресс 4").
А 40 л.с. ему как говорится, вообще "по за глаза".

А сможете найти современную алюминиевую лодку, которая будет такая же "ходкая" как легендарная "Коза"? Ниже - фото такой "козочки" моего товарища и мой бывший "Прогресс 4".

Теперь, переходим к выводу: В чём же, главное преимущество лодок, родом из СССР? Где она, эта главная советская тайна?..

В СССР лодки строили, в основном, на авиационных заводах. Их проектировали и собирали те же инженеры и рабочие, которые выпускают самолёты. Криворуких там не держали.

И что важно: эти лодки делали из материалов, предназначенных для авиационной промышленности! Никто не станет сейчас использовать алюминий или дюраль с авиазавода, для изготовления лодки. Слишком дорого!

Нередко, новые лодки лопаются по шву или их днище "идёт волнами" после первого же выхода на воду.

Современные лодки требуют более мощных моторов, по двум основных причинам: 1) Они тяжелее. Толщина бортов и днища — почти всегда больше чем у старых, советских.

Потому, что некачественный дешевый алюминий (родом из Поднебесной), даже при своей толщине — не гарантирует прочности и надежности. Не говоря уже о более тонком исполнении...

2) Обводы современных российских лодок проектируются в первую очередь — из экономических соображений (капитализм у нас теперь). Проще сварить прямые листы металла, чем гнуть "хитрые плоскости" как на "Казанках" пятой серии.

-8

Условно говоря, карта экономики (в современных условиях) бьёт карту гидродинамики (менеджер стал важнее инженера).

Вот мы и подошли к самому главному секрету: Почему сейчас производители лодок не могут (!) дотянуться до советского уровня производства. Дело не в какой то "утерянной советской тайне"...
Дело в элементарной экономической целесообразности. Сейчас не выгодно производить лодки (корпуса) такого уровня. Для советского завода — выгода была не единственным ориентиром.

Не призываю выбрасывать новые лодки и пересаживаться на советские. В приличном состоянии, лодок из СССР уже почти не осталось. Вечного ничего не бывает. А у современных — много своих плюсов.

Какой нибудь "Крым" или "Прогресс 4" — вечно жить не могут. Ну может ещё столько, сколько проживёт (выпущенная только что) современная российская лодка. Но не больше...

Ссылка на Телеграм-канал "Лодочник".

Лодки в жестком корпусе. Старые и новые | Лодочник | Дзен

Ссылка - Лучшая лодка рожденная в СССР