Найти в Дзене
Лодочник

В чём лодки СССР были лучше современных: Про главную тайну старых Казанок и Прогрессов

Оглавление

Чего нет у современных лодок такого — что было у тех, выпущенных во времена Советского Союза? Просто ностальгия? Нет. Не просто...

Оставим за бортом разговоры, типа "что выгоднее купить", "что дольше проживёт", "какую лодку выбрать"...

Сейчас не о выборе своей будущей лодки. Сейчас о том, в чём же заключаются преимущества "тех самых", старых советских мотолодок перед современными. Или нет никаких преимуществ?

Советские лодки не были равнозначными. У разных моделей были очень различные характеристики. Были и откровенно неудачные лодки.
Но, были среди них истинные шедевры судостроения, за которыми пока не могут угнаться современные производители.
И вот почему...

Ничего принципиально нового в строительстве глиссирующих маломерных судов не изобретено. Сверху стали делать красивой формы стёкла. Кокпит современных лодок стал комфортнее и уютнее. Это хорошо.

Но самая главная часть лодки находится ниже ватерлинии!

Что изменилось в конструкции силового набора и главное — в обводах лодок (в самой важной, "ходовой" части корпуса)?..

Ведь мы понимаем, что главное в лодке — это не кресло с амортизатором. И даже не подводная подсветка корпуса...

В гидродинамике подводной части корпусов лодок ничего нового не придумано. Всё те же: моногедроны, тримараны, глубокое V и прочие виды обводов. Ниже - несколько основных типов обводов (можно листать, сдвигая в сторону):

Обводы — важнейшее качество глиссирующего судна. А так же, важное значение имеют: силовой набор, геометрические пропорции и конечно же — качество материала и качество его сборки...

Представляете?
Не комфортные сиденья или красивая форма ветрового стекла, а невидимые снаружи, подводные или внутренние элементы корпуса — оказывается важнее чем яркая плёнка, которой обклеены борта лодки!

Почему многие предпочитают купить старую "советскую" лодку и потратить деньги на то, чтобы освежить и затюнинговать её? Из экономии?.. Не только (и далеко не всегда).

Лодка "Крым" производилась с 1970 по 1990.
Лодка "Крым" производилась с 1970 по 1990.

Если хотите сделать всё "по уму", то тюнинг старой лодки (с ценой её покупки) обойдётся если не дороже — то и не дешевле чем купить "свежак". Единственная выгода в том, что деньги можно тратить не все сразу. И кое-что сэкономить, делая своими руками.

-6

Ниже, на фото пример такого тюнинга. Это мой "Крым" 1990 г.в. (несколько фото, их можно листать, сдвигая).

В конце текста будет ссылка на более подробный рассказ о работе с этой лодкой.

Более трёхсот тысяч (без мотора) обойдётся и новая "Тактика 460". И столько же — помолодевший и шикарно затюнингованный "Прогресс-4" (той же длины 4,6м.). Цены на момент написания статьи (2020 год).

Ниже, на фото — оба варианта (листайте, сдвигая).

Только "Прогресс-4", (с полной загрузкой) будет уверенно глиссировать под 30 л.с. (максимально допустимо 50 л.с.).

А для "Тактики 460" — "тридцатки" будет мало. При такой же загрузке ей на транец придётся повесить 40-50 (а лучше 60 л.с.).

Думаю, никому не надо объяснять разницу в стоимости между моторами 30 и 60 л.с? И что расход у них тоже будет разный...

Знаете, почему такая разница в оптимальной мощности моторов? Это и есть основное. Об этом чуть позже. А пока, ещё один пример для сравнения:

Сравним новую лодку "Салют 430" и советскую мотолодку "Крым" (его длина тоже 4,3 м.). Стоимость нового Салюта и добротно затюнингованного "Крыма" будет примерно одинакова.

Хотя нет! В отличии от клёпанного "Прогресса", "Крым" потребует мЕньших затрат. И обойдётся (с материалами и работой) тысяч в 250 (без стоимости мотора). "Салют 430" — примерно 320 т.р. в зависимости от комплектации. (цены на 2020 год).

И опять же, "Крым" будет легко глиссировать с двумя рыбаками и их вещами, под мотором 18-25 л.с. (максимум 30). А "Салют" 18 лошадок не потянут... Придётся вешать на транец 30 (а лучше 40) л.с. Для той же загрузки и той же скорости.

На фото ниже: несколько фото обеих лодок (можно листать)

Можно ещё долго сравнивать современные и советские лодки. И почти всегда (!) советские окажутся легче и по весу и на ходу, чем современные российские.

Никогда вы не найдёте современную алюминиевую лодку, которая (при тех же размерах 4,6 м.) будет легко глиссировать под мотором 25-30л.с. (как это может делать старенький "Прогресс 4").
А 40 л.с. ему как говорится, вообще "по за глаза".

А сможете найти современную алюминиевую лодку, которая будет такая же "ходкая" как легендарная "Коза"? Ниже - фото такой "козочки" моего товарища и мой бывший "Прогресс 4".

Главная тайна советских мотолодок.

Теперь, переходим к выводу: В чём же, главное преимущество лодок, родом из СССР? Где она, эта главная советская тайна?..

Не забудьте подписаться на Telegram-канал "Лодочник", чтобы не пропустить всё самое полезное и интересное (ссылка).

В СССР лодки строили, в основном, на авиационных заводах. Их проектировали и собирали те же инженеры и рабочие, которые выпускают самолёты. Криворуких там не держали.

И что важно: эти лодки делали из материалов, предназначенных для авиационной промышленности! Никто не станет сейчас использовать материалы, предназначенные для авиастроения, при изготовлении обычной лодки. Слишком дорого!

Нередко, новые лодки лопаются по шву или их днище "идёт волнами" после первого же выхода на воду.
Причины: Невысокое качество алюминиевого проката, технологии на уровне гаражной сварки, экономия на всём.

Современные лодки требуют более мощных моторов, по двум основным причинам: 1) Они тяжелее. Толщина бортов и днища — почти всегда вдвое больше чем у старых, советских (3-4 мм, против 1,5-2). И дело вовсе не в желании сделать лодку более надёжной.

Некачественный дешевый алюминий (родом из Поднебесной), даже при своей толщине — не гарантирует прочности и надежности. Не говоря уже о более тонком исполнении...

Обводы.

2) Обводы современных российских лодок проектируются в первую очередь — из экономических соображений (капитализм у нас теперь). Проще и дешевле сварить прямые листы металла, чем гнуть "хитрые плоскости" как на "Казанках" пятой серии.

-11

Условно говоря, карта экономики (в современных условиях) бьёт карту гидродинамики (менеджер и бухгалтер теперь важнее инженера).

А если современная лодка (с примитивными обводами и огромным весом) не набирает скорость... Ну, повесьте на неё огромны мотор! Такой, с которым и кирпич полетит...

Лодка Вельбот 47.
Лодка Вельбот 47.

Не все современные лодки российских производителей такие уж,.. кирпичи и тазики. Есть и неплохие модели. О них в другой раз, сегодня про основную массу нашего современного "лодкопрома".

Вот мы и подошли к самому главному секрету:

Почему сейчас производители лодок не могут (!) дотянуться до советского уровня производства. Дело не в какой то "утерянной советской тайне"...
Дело в элементарной экономической целесообразности.
Сейчас не выгодно производить лодки (корпуса) такого уровня. Для советского завода — выгода была не единственным ориентиром.

Не призываю выбрасывать новые лодки и пересаживаться на советские. В приличном состоянии, лодок из СССР уже почти не осталось. Вечного ничего не бывает. В их "омоложение" придётся потратить немало времени, сил и денег.

А у современных лодок — тоже есть свои плюсы (и их качество постепенно растёт).

Прогресс 4.
Прогресс 4.

Какой нибудь "Крым" или "Прогресс 4" — вечно жить не могут. Может ещё столько, сколько проживёт (выпущенная только что) современная российская лодка. Но не больше...

Не забудьте подписаться на Telegram-канал "Лодочник", чтобы не пропустить всё самое полезное и интересное (ссылка).

Ссылка - Лучшая лодка рожденная в СССР