12 мая 2020 года на строящемся в Большом Камне судостроительном комплексе "Звезда" произошло знаменательное событие – спуск на воду нефтеналивного танкера "Владимир Мономах". Это первый построенный в России танкер типоразмера "Афрамакс" и первое судно, спущенное на воду на новом судостроительном комплексе.
Танкер "Владимир Мономах" (строительный номер 131010) построен по проекту 114К. Закладка судна при участии главы государства состоялась в сентябре 2018 года. На тот момент #танкер назывался "Санкт-Петербург". В дальнейшем #судно было переименовано.
Разработчиком проекта 114К является нижегородское ЦКБ "Лазурит" (как и ССК "Звезда" входит в судостроительный кластер "Роснефти").
Дедвейт танкера составляет 114 тонн, длина – 250 м, ширина – 44 м, дедвейт – 114 тыс. тонн, скорость – 14,6 узлов, ледовый класс – ICE-1A.
Особенностью серии таких танкеров является двухтопливная #энергоустановка. Суда могут работать как на традиционном судовом топливе, так и на сжиженном природном газе. На данный момент в портфеле заказов "Звезды" 12 таких экологичных танкеров на #СПГ.
Ранее серию аналогичных судов из 6 единиц по заказу "Совкомфлота" построила южнокорейская корпорация Hyundai Heavy Industries. Поэтому неудивительно, что корейские корабелы помогали российским коллегам как в проектировании, так и в постройке судна. За исключением головной, секции для первого танкера проекта 114К были изготовлены в Южной Корее. В дальнейшем степень участия судостроителей из Hyundai должна сокращаться.
Отдельно следует упомянуть операцию по спуску танкера-гиганта на воду, которая по данным "Дальневосточного центра судостроения и судоремонта" (ДЦСС), заняла больше суток. Сборка судна производилась на тяжёлом достроечном стапеле с помощью портальных и козловых кранов. При этом использовался кран "Голиаф" грузоподъёмностью 1200 тонн (для российский верфей это рекордный показатель).
В транспортно-передаточный док "Вымпел" судно было перемещено с помощью судопоезда. Док позволяет спускать со стапеля на воду суда и объекты морской техники длиной до 300 м и шириной до 50 м. С помощью буксиров док был отведён на глубоководный участок, погружен и танкер оказался на воде.
Теперь "Владимиру Мономаху" предстоят достройка и испытания. Передача танкера заказчику – компании "Роснефтефлот" ожидается в 2020 году. После этого у корабелов "Звезды" ещё много работы. На разных стадиях постройки находятся ещё четыре "Афрамакса" и четыре многофункциональных судна снабжения, также ведётся работа над другими судами для перевозки #нефти и сжиженного газа. А в конце апреля 2020 года был заключен контракт на постройку атомного ледокола "Лидер".
Как будут сдаваться эти заказы, и повлияет ли на них новая экономическая реальность, скоро увидим.