Найти тему
Русская жизнь

Голуби — не жаворонки

Леонид ЮЗЕФОВИЧ

Часто до завтрака хожу гулять.

Последние пятнадцать лет в мае делал это в Петербурге, сейчас в Москве, но главный предмет моего интереса там и тут одинаков — птицы.

В Петербурге живу на Шпалерной, в двух минутах ходьбы от Литейного моста, поэтому спускаюсь к Неве, смотрю на чаек и выискиваю плавающих в сотне метров от парапета моих любимиц, длинношеих и хохлатых уточек-нырков. Когда они уходят под воду, стараюсь дождаться, пока вновь появятся на поверхности, но эти чудесные ныряльщицы исчезают так надолго, что обычно я теряю их из виду.

В Москве гуляю по соседним дворам. Раньше выходил из дому в семь-половине восьмого, теперь — около шести, а то и раньше. Дворы в нашем районе (между м.Новослободская и Сущевским валом) зеленые, в солнечную погоду на верхушках деревьев гремит вполне загородный по мощи птичий хор. Кто там солирует, не знаю, в кронах не разглядишь, а на земле то и дело попадаются скворцы. Много дроздов. Их поголовье сильно возросло, но вот прыгающих, как они, воробьев стало заметно меньше. Ловлю себя на том, что мне не хватает их вездесущей суеты, их заполошного треска.

Вспоминаю строчки прекрасного уральского поэта Алексея Решетова:

…этот запущенный скверик,
Где на глазах детворы
Скачет воробышек серый,
Как поплавок из коры.

Другое важное наблюдение: голуби — не жаворонки. Они просыпаются позже других птиц, в шесть утра их еще очень мало, почти нет. Зато сегодня на месте их постоянных тусовок возле помойки обнаружились две утки-огарь, залетевшие сюда, видимо, с пруда в каком-нибудь московском парке. Никогда прежде я их здесь не видел. У буддистов Дальнего Востока они считаются символом умиротворения и покоя.

Фото автора
Фото автора