Уверен, что после прочтения этой статьи появится много раздраженных и возмущающихся почитателей Андрея Тарковского. Хочу опередить эту категорию читателей и сообщить, что я и сам был поклонником его и остаюсь по сей день. Но, увы, время безжалостно к деятельности человека, да и сами ми мы меняемся: «опыт - сын ошибок трудных» во всех смыслах.
Пересматривал с дочерью предпоследний фильм Тарковского «Ностальгия». Длинноты и фотографическая красивость кадров быстро надоела, а звуковое заполнение этих пустот музыкой стало раздражать.
Безусловно, что на экране этот фильм смотрится легче, чем по домашнему кинотеатру, срабатывают физиологические законы психологии восприятия, но фильм это не спасает. А отсутствие крупных планов, - фильм снят в основном на дальних общих и средних планах, отдаляет от себя зрителя, дожидающегося хотя бы какого-нибудь действия.
Главный герой фильма все время ходит из «угла в угол», изредка общается с переводчицей, недовольный тем, что она говорит о России, в которой якобы ничего не понимает. (Предполагается автором фильма, что его герой фильма понимает Россию? Потому что он писатель и много думает?) Потом, он встречает итальянского сумасшедшего, державшего в прошлом свою многодетную семью вместе с женой семь лет в заточении и за это отсидевшего некоторое время в психушке.
С ним-то герой находит взаимопонимание и выполняет его, по сути желание-поручение: проносит горящую свечу через бассейн и надо полагать умирает после этого поступка, потому что раздался его болезненный стон. Миссия выполнена.
И оказывается, что бассейн этот - метафорическое отображение Родины героя, а свеча - прожитая жизнь героя и любого другого человека. Как завещал сумасшедший. Миссия выполнена.
Миссия, миссия, миссия... Миссионерство Тарковского всегда назидательно и символично. Вся русская культура 19-20 го веков символична. И Тарковский пропитан ею. Эта назидательная символичность художественно оформлена, но умирает под содержанием нового времени, ржавеет, словно железо омываемое водой. Глубины оказываются плоскими картинками, а не трагедий человека. Особенно в кинематографе.
Я сознательно пересказал историю фильма Ностальгия сухо и, кажется , не без иронии. Потому что серьезно говорить об этом глупо. Хорошая статья в газете о мучениях писателя или качественная короткометражка могут оказаться куда интересней, чем фильм Тарковского.
И что выдающегося сыграл хороший актер Олег Янковский в этом фильме? Первоклассный эпизод прохода в бассейне с горящей свечой. И что? И все. Это могут сыграть десятки американских или английских актеров. И для этого вовсе нет необходимости замуровывать актера в гостинице на пару месяцев в чужой стране. Так не работают профессионалы. Так думает лишь миссионер и поэтический максимализм его. Но фильм не становится от этого лучше. В фильме актеру нечего было играть. Он ходит и говорит за кадром. Больше за кадром.
Это кино прошлого. Символы не работают. Мы уже не заполняем эти длинные кадры своим содержанием. Мы уже прошли эту полосу препятствия. Кинематограф сегодня уже другой.
А Тарковский все чаще и чаще повторяет себя же в своих же фильмах. И полет в любви уже не работает. И собака уже не будоражит твое прошлое.
Вода течет. Но не как молитва. Не жжет содержанием. Его символы обрамлены в фильме фотографическим самолюбованием. Но не открывают тайн и не погружают в интересный мир человека. У каждого времени свои символы. А время и мы меняемся. И язык кино меняется. И умирает или, точнее, застывает в камне, словно скульптура. И интересен становится лишь специалистам и ученикам.
Кроме нескольких фильмов. Солярис и Сталкер - на мой взгляд, на века.
Если вам понравилась статья - пишите комментарии и ставьте лайки.
Подписывайтесь на мой канал.
Будет интересно.
« » ? : ( ) ! ; ,