Личностные культы, окружающие политических лидеров, не начинались с тоталитарных режимов прошлого столетия, не ограничиваясь при этом определенной идеологией или конкретными политическими системами. Их можно найти в различных местах и временах на протяжении всей истории человечества. Ценные познания можно получить, проведя быстрый обзор некоторых характерных черт культов личности от древности до времени, непосредственно предшествовавшего сталинскому правлению. Будет продемонстрировано, что, хотя многие особенности культа Сталина, а также присвоенные ему награды и исключительные качества на первый взгляд могут показаться уникальными и специально подобранными для выражения выдающегося лидерства Сталина, на самом деле они являются общими и шаблонными, если рассматривать их в контексте культов личности, предшествовавших ему.
Первый известный случай божественного культа живого человека, как правило, датируется концом 5-го века до н.э., когда спартанский полководец Лисандр почитался на Самосе. Культы личности произошло в Египте фараонов, вокруг Александра Македонского, римские императоры, японские императоры, Наполеон, Наполеон... III и русских царей, а также ряда других императорских системы, фашистские правительства и социалистические режимы. Использование искусства для рекламы и продвижения персоны лидера имеет аналогичный длинную историю. Например, Древние римляне преуспели в скульптуре и, в частности, портретном бюсте, использование которого было ограничено.
Большое количество бюстов императора было создано и распределено по всей империи для установки в общественных местах и в частных домах. Каждый римский гражданин должен был жечь ладан перед бюстом императора, чтобы продемонстрировать лояльность и верность. Цезарь Август изображался в различных ролях: в армии главнокомандующий (император); первый гражданин Рима (принцепс); и первосвященник (понтифик Максимус). Эти роли связаны с его официальными титулами и обязанностями и выражали личность правителя в его различных формализованных отношениях с его подданными, но также были архетипичными. Точно так же по всему Советскому Союзу в каждом общественном помещении или офисе обычно было несколько бюстов Ленина и Сталина, и они занимали свои места в углах Ленина и сталинских комнатах рядом с иконами. Когда бюсты и портреты лидера появлялись в официальных зданиях, они узаконивали процесс и брали на себя роль доверенного лица лидера. Как отмечает Дэвид Кинг, в последнее десятилетие жизни Сталина и по мере того, как он отступал от публики, портреты и бюсты становились все более и более "стоящими" перед Сталиным на всех общественных аренах: "Бронзовый Сталин, мраморный Сталин, был неуязвим для пуль "зиновьевских бандитов". Плоть и кровь Сталина могли спокойно держаться подальше от взгляда публики.
Скульптура стала настоящим Сталиным - тяжелым, прудовым, бессмертным. В своей основополагающей работе "Портрет короля", французский философ и историк Людовик Марин развивает концепцию одновременного присутствия и отсутствия, которая возникает при "репортажах" короля через портрет. Портрет короля ссылается на присутствие и силу легитимации, авторизации и власти учреждения, создавая тем самым подданных. Власть царского портрета частично проистекает из того, что он одновременно изображает три тела царя: "как сакраментальное тело, оно видимо реально присутствует в зрительной и письменной валютах; как историческое тело, оно видимо как изображенное, отсутствие снова становится присутствием в "образе"; как политическое тело, оно видимо как символическая выдумка, означаемая его именем, правом и законом".
Как утверждает Марин, король на самом деле король только в образах, и поэтому его способность иметь веру в знаковые эмблемы его руководства, как представлено в портрете, необходимо.
Культ личности Сталина в советских плакатах 1929-1953 гг.
Пропаганда изображений в Древнем Риме не ограничивалась портретом. бюсты. Монументальная архитектура приобретала все большее значение, так как через 2000 лет в Советском Союзе. Триумфальные арки были созданные как слияние архитектуры и скульптуры, и, хотя они можно было бы использовать как буквальные ворота в триумфальных процессионах, они не в обязательном порядке обеспечить доступ к чему-либо конкретному - их назначение был декоративным, а не функциональным. Колоссальные культовые статуи Римских императоров, высотой около семи-восьми метров, также были воздвигнуты по всей Римской империи, в том же масштабе, что и культовые статуи богов.
Изображения императора несли в процессии на императорских праздниках. Все эти практики должны были быть возрождены и широко использовался в пропагандистских целях в Советском Союзе. скульптура достигает высоты до 40 метров. На самом деле, 100-метровая высота Статуя В.И. Ленина должна была возглавить Дворец Советов, постройка которого была запланирована на месте Храма Христа Спасителя в Москве, хотя этот чрезмерно амбициозный план так и не был реализован. Портреты Сталина и Ленина (и других советских лидеров) перевозили на полюсах в шествия, и изображаются таким образом на агитационных плакатах.
Продолжение