Банк вправе не проводить платеж, повысить плату за обслуживание или отключить систему «Клиент-банк», если посчитает компанию подозрительной. После двух отказов в платежах банк вправе расторгнуть договор о расчетно-кассовом обслуживании. Поводов для отказов стало больше. Это следует из новых методических рекомендаций, которые подготовил Центробанк.
Банки должны оценивать деятельность клиентов по новым критериям. При нестыковках у вас запросят пояснения. Мы выяснили у банкиров, как они будут фильтровать новые показатели и как безопаснее отвечать на новые запросы. Рекомендации и образцы пояснений — в статье.
Фильтр 1. Доля налоговых платежей в общем обороте
Компания вызовет подозрение, если сумма платежей по налогам и страховым взносам меньше 0,9% от дебетового оборота по счету.
Банки и раньше контролировали этот показатель. Но безопасная налоговая нагрузка была 0,5%.
Теперь она выросла почти в два раза. Банк вправе установить более высокую планку, регулятор этого не запрещает. Некоторые банкиры уже озвучили клиентам требование, чтобы их налоговые платежи составляли как минимум 1% от оборота.
Из методички неясно, за какой период банки должны контролировать оборот и налоговую нагрузку. Как нам пояснили в Центробанке, банки должны установить эти критерии самостоятельно в своих правилах внутреннего контроля.
В некоторых из опрошенных нами банках планируют смотреть обороты в комплексе и считать налоговую нагрузку клиентов за каждый месяц, квартал и год. В других решили определять этот показатель раз в квартал. Чтобы снизить риски, выясните способ расчета налоговой нагрузки клиентов в своем обслуживающем банке.
Как снять подозрения. Одной низкой налоговой нагрузки недостаточно, чтобы банк посчитал компанию подозрительной. Но если ваша налоговая нагрузка ниже ориентира и банк запросил пояснения, безопаснее ответить на запрос. К пояснениям приложите копии документов, которые подтвердят ваши доводы.
Центробанк рекомендовал банкирам учитывать особенности налогообложения клиентов и оценивать их реальные финансовые возможности. К примеру, лояльнее относиться к новым компаниям, которые только начинают деятельность, и к тем, кто вынужден ее временно приостановить. Возможные причины низкой доли налогов:
- компания заплатила часть налогов и страховых взносов в бюджет через расчетный счет в другом банке;
- пользуется налоговыми льготами или применяет спецрежим, на котором налоговая нагрузка объективно ниже, например упрощенку или вмененку;
- имеет переплату по налогам или взносам.
Опасно искусственно повышать налоговую нагрузку, чтобы вписаться в новый лимит. Банкам рекомендуют брать на контроль клиентов, которые намеренно увеличивают сумму платежей в бюджет с 0,5 до 0,9%.
Как нам пояснили специалисты банков, резкое увеличение платежей опасно, если у компании не изменились обороты или виды деятельности. Это точно привлечет внимание. Рост налоговой нагрузки выглядит нормально, только когда выросли объемы деятельности.
Центробанк назвал еще 11 дополнительных признаков, которые характерны для сомнительных клиентов. Причем неважно, к какому периоду относится подозрительный признак. Банк вправе анализировать операции с даты, когда вы открыли счет, и по текущий момент. Даже одного из дополнительных признаков достаточно, чтобы банк включил вас в число рискованных клиентов. Это подтвердили все опрошенные нами банкиры. Такие признаки безопаснее контролировать и сразу пояснять банку, что нестыковки не нарушение, а особенность ведения вашего вида деятельности. Иначе банк может приостановить онлайн-обслуживание по счету и повысить плату за проведение операций
Фильтр 2. Снятие наличных корпоративных карт
Банкам рекомендуют взять на контроль компании, чьи сотрудники снимают деньги с корпоративных карт. Центробанк считает, что за этим может скрываться обналичка.
Раньше банкиры контролировали только операции с наличными от 600 000 руб. и выше (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.01 № 115‑ФЗ). Теперь рискованно получать наличными более 100 000 руб. за один день. Такой лимит Центробанк порекомендовал еще 13 лет назад (абз. 9 п. 2.5 Положения Банка России от 24.12.04 № 266-П). Но многие банки его проигнорировали либо установили более высокую планку на снятие наличных.
Сейчас банки обязаны не реже чем раз в неделю анализировать наличные операции клиентов по нескольким признакам. Если у компании есть хотя бы два из перечисленных признаков, ее банковские операции подлежат более пристальному контролю. Кроме того, информацию о таком клиенте банк обязан сообщить в Росфинмониторинг (Методические рекомендации № 19-МР).
Доля налогов и страховых взносов, которые компания платит со счета, минимальна либо деятельность вообще не создает обязательств по уплате налогов и взносов
Как снять подозрения. Объясните банку, на какие цели вам понадобились наличные в таких размерах. В частности, почему вы не могли купить эти товары или услуги по безналичному расчету.
К письму приложите копии чеков на покупку товаров, приказов о командировках, авансовых отчетов. Если работник не смог заплатить карточкой из-за сбоя в системе платежей, по возможности сохраните скриншот или возьмите у сотрудника объяснительную записку.
Чтобы каждый раз не объясняться с банком, по максимуму ограничьте покупки за наличные. Например, можно запретить сотрудникам снимать деньги с корпоративной карты без согласования с бухгалтерией.
Фильтр 3. Электронные ключи сотрудников и IP-адреса
Банки теперь обязаны тщательнее отслеживать IP-адреса и номера SIM-карт, с которых компания отправляет платежи через «Клиент-банк». Они ищут совпадения с другими клиентами. Банк насторожит, если две компании или более управляют своим «Клиент-банком» с одного IP-адреса. Либо если компания заходит в «Клиент-банк» с того же IP-адреса, который замечен в незаконных операциях другого юрлица, и банк уже закрыл его счет в рамках противолегализационных мероприятий.
Рискованно снимать наличными 30% от оборота по счету или больше
Банки также отслеживают, кто получает электронные ключи для «Клиент-банка». У банкиров возникнут вопросы к компании, если электронные ключи получил тот же «физик», который раньше брал их для другого юрлица. Опасно, когда сотрудник ранее представлял интересы сомнительной компании.
Центробанк рекомендует относить клиентов со скомпрометированными IP-адресами или сотрудниками к категории повышенного риска. Это означает, что банк вправе отключить такой компании «Клиент-банк» и исполнять только бумажные платежки.
Банк может также установить повышенную комиссию за проведение операций (схема выше). Например, так уже поступил один банк из ТОП‑10. С 14 августа 2017 года он ввел комиссию для компаний, которые заподозрил в отмывании денег, — 10% от суммы любого безналичного перевода и 25% за выдачу наличных.
Как снять подозрения. Используйте для расчетов через «Клиент-банк» только проверенные компьютеры, телефоны и сети. Безопаснее, чтобы ключи для доступа к электронной системе платежей получали только те сотрудники, которые хорошо себя зарекомендовали и давно работают в компании.
Возможна ситуация, что сотрудник раньше работал в организации, которую банк признал подозрительной. Новый работодатель этой информацией не располагает. Если банк запросил пояснения, безопаснее подтвердить полномочия и должностные обязанности «физика» на новом месте работы.
Формально совпадение IP-адресов не означает, что компания ведет незаконную деятельность. Адреса могут совпасть, когда бухгалтер заходит в «Клиент-банк» по беспроводным сетям, например через Wi-Fi. Эта технология позволяет неограниченному числу пользователей подключиться к определенной точке доступа через один IP-адрес. Тогда IP-адрес не будет индивидуальным для многих пользователей.
Суды учитывают такие аргументы. Поясните банку технические особенности работы. При необходимости приложите письмо провайдера.