Найти тему

Что будет делать Ваш ребёнок при встрече с новым знанием?

Одно из важнейших знаний - как поступать с новым знанием...
Одно из важнейших знаний - как поступать с новым знанием...

“Нам уже в школе это стихотворение задавали учить”. “А разве вы его не переводили?” “Нет…” Ребёнок искренне удивляется, как и я в свою очередь. И это уже не первый раз – дети учат стихи на английском наизусть, даже не понимая их смысла. Для меня это какой-то абсурд, но, увы, это реальность нашей школы.... Многие задания направлены именно на запоминание информации – стихи, даты, определения и т.д.

Возможно, это помогает детям при сдаче тестов – ОГЭ, ЕГЭ и т.п., но в нашем мире… когда любую информацию можно достать в пару кликов, эти знания практически бесполезны. Смотрите, какой странный подход при встрече с новой информацией предлагается – запоминать, не наблюдать, анализировать, а отложить вот эту новую информацию на вон ту полочку в голове. Зачем? Потому что так организованы тесты – по ячейкам с надписями. Выбираешь правильные ответы, получаешь хороший балл.

Между тем, при избытке информации истинной ценностью обладает навигация, умение ориентироваться в информационном пространстве. Было немало жалоб, особенно первое время учебы на дистанционке, на то, что дети списывают решения задач с Интернета, с ГДЗ сервисов. Конечно, проверять такие решения неинтересно, а с другой стороны, чего же мы хотим – какой вопрос, такой и ответ. Но учителя скоро перестроились, и стали сами разрабатывать задания.

Получается, что давать задания из решебника уже рисковано – высока вероятность списывания, высока вероятность стандартного поиска нужной ячейки. Но не тем ли мы занимаемся, когда отрабатываем до автоматизма тот или иной алгоритм решения? Мы хотим, чтобы ребёнок запомнил эту схему. Мы называем это новым знанием. Мы гордимся, что научили ребёнка решать задачи определенного типа. Но далеко ли мы при этом уходим при этом от простого запоминания информации? Сильно ли это отличается от заучивания непонятного набора слов на чужом языке? Можно ли поставить знак равенства между запоминанием и пониманием?

На самом деле, одна из важнейших вещей, которой стоит научить ребёнка – это искусству восприятия новой информации, искусству понимания нового. В случае английского – это обязательный перевод, и разбор этимологии слов, чтобы у ребёнка было чувство каждой лексической единицы нового языка. В случае математики, физики – это понимание, почему мы решаем эту задачу таким образом, что стоит за каждым элементом задачи. В физике практически всегда требуется рисунок и не зря – физики говорят, что хороший чертёж – это наполовину решенная задача. Почему они так говорят? Потому что это приближает к пониманию.