22 января 2018 года Владимир Путин во время посещения Казанского авиационного завода им. Горбунова предложил создать гражданскую сверхзвуковую версию самолета ТУ-160М. Это высказывание наделало много шума в СМИ и на тематических ресурсах.
Давайте же разберемся, существует ли реальная возможность в создании такого самолета.
По словам директора ЦКБ «Туполев» Валерия Салозобова стало известно, что многие состоятельные иностранцы, после этого предложения президента России все чаще стали обращаться с просьбой, сделать им личный пассажирский сверхзвуковой самолет на базе ТУ-160М и ТУ-22М3.
Конечно же, все они получают отказ, так как это связано с тем, что технология создания этих бомбардировщиков являются закрытой и продавать такой самолет, даже в пассажирском варианте, было бы неправильным решением.
Но как говорит Салозобов, что компания уже сегодня готова создать пассажирскую административную версию на 20-25 человек, который бы смог перевозить пассажиров за короткое время на несколько тысяч километров.
После предложения Путина построить пассажирскую версию самолета ТУ-160, возникает ряд вопросов. Основными из них являются всего два. Возможно ли вообще построить такую версию, и будет ли соответствовать стоимость билета среднему заработку в стране.
Посмотрев на схему ТУ-160 в разрезе, сразу же напрашивается ответ на первый вопрос, где именно будут размещаться пассажиры. Свободное место есть только там, где размещаются грузовые отсеки для вооружения, которые в длину чуть менее 11 метров и в ширину около 2-х метров.
Это очень мало для салона пассажирского самолета. Но даже если так, то грузовые отсеки разделены титановым центропланом, объединить которые просто так не получится. И только исходя из этого уже можно сделать определенные выводы.
Но «поехали» дальше. Обратим внимание на крейсерскую скорость ТУ-160. Она примерно такая же, как у современных гражданских пассажирских лайнеров и в среднем равняется 900 км/ч.
Полет же на сверхзвуке для «Белого лебедя» - это полет в особом режиме, который применяется только для решения особых тактических задач и может длиться не продолжительное время.
Но существует решение этой проблемы.
Для полета на сверхзвуке понадобятся совершенно другие двигатели, например НК-144, которые устанавливались на ТУ-144. А если прибавить к этому совершенно разные требования к надежности и ресурсу гражданской и военной авиации, то опять возникают дополнительные вопросы.
В том числе и установка современной авионики для ТУ-160М, которая способна пройти международную сертификацию, так же вызывает массу вопросов, ответов на которые, скорее всего, нет даже у самих Туполевцев. И еще многое-многое другое.
Так что без глобальной переработки Ту-160 однозначно не годится для создания пассажирский версии. Так что можно было бы уже остановится в этом обсуждении.
Но вернемся ко второму вопросу о цене билета для среднего Российского заработка. Давайте посмотрим на пример таких самолетов, как Советский ТУ-144 и европейского Конкорда.
Билет на рейс Москва-Алма-Ата, на направлении которого работал ТУ-144, стоил 68 советских рублей, при средней зарплате в СССР - 120 рублей и при курсе 1-го доллара за 70 копеек (примерно 100 долларов).
Билет же на Конкорд из Нью-Йорка в Париж обходился в $2,5 тыс. При этом стоит отметить, что государственные дотации получали оба проекта, которые значительно компенсировали стоимость дорогих билетов. Но в конце 2003 года, когда Конкорд совершил свой перелет из Лондона в Нью-Йорк и обратно, билет уже стоил $10,5 тыс.
В России в то время за 1 доллар давали около 30 рублей, и такой билет стоил бы уже около 300 тыс. рублей. В 2003 году средняя зарплата в России составляла 5.5 тыс. рублей и что бы купит такой билет, в России нужно было бы работать около 5 лет, откладывая всю зарплату только на него. А если учесть, что с того времени курс доллара по отношению к рублю вырос более чем в 2 раза, то и ответ на второй вопрос будет отрицательным.
Так что ни при каких обстоятельствах билет на пассажирский сверхзвуковой лайнер не будет доступен подавляющему числу граждан России.
Теперь с уверенностью можно заявить, что никакого серийного производства сверхзвуковых лайнеров на базе ТУ-160М в ближайшее время в России пока не предвидится.
Хотя многие специалисты сходятся во мнении, что Россия способна самостоятельно построить сверхзвуковой бизнес-джет, но возникает очередной вопрос – «ЗАЧЕМ?».