Найти в Дзене
Роман Посторонний

Своих не бросаем? Легко!

Уже два месяца нахожусь я в Узбекистане. Ещё до закрытия границ прибыл я сюда по земле. Планировал три недели постранствовать по трем областям этой замечательной страны, а потом через Кыргызстан и Казахстан вернуться домой.

Поначалу все шло неплохо. Потом 16 марта закрылись границы без предупреждения и внутри Узбекистана все города закрылись. Я на две недели застрял в городе Намангане, не имея возможности добраться даже до Ташкента. А только в Ташкенте можно было надеятся на возможный чартерный рейс в Россию.

Потом Небеса смилостивились, и мы с моим товарищем по несчастью Рустамом смогли на хитром спецпоезде добраться до Ташкента.

Дальше потянулись долгие безвременья в условиях карантина, когда выходить из дому можно было только в аптеку и за продуктами. В этих условиях я предпринял попытку вырваться на родину на Московском рейсе. Безрезультатно, взяли только москвичей и жителей нескольких близлежащих областей. На перспективы же отправки домой жителей Урала и Сибири работники косульства ( если удалось дозвониться) в лучшем случае могут ответить только "ждите".

Ждём.

Сейчас нас здесь больше семиста человек застрявших. Люди из разных регионов огромной России от Кавказа до Забайкалья. Сибиряков в группе которую я оперативно создал 26 человек, но по факту, думаю много больше, не все знают про группу. С Алтая в группе шестеро. Люди постоянно добавляются в тематические наши чаты, получая информацию разными путями. Консульство все время карантина было закрыто и почти недоступно и по телефону. Меня на улице остановил парень и спросил как найти российское посольство? Оказалось - из наших, тоже ищет способ вернуться домой.

Информации для нас позитивной как не было, так и нет. У тех немногих, у которых был обратный билет ещё есть возможность получить некую материальную помощь ( и то далеко не всем удается ее получить). У большинства же, которые приехали по делам или в гости, обратных билетов нет, и помощь нам вообще никакая не светит.

И люди выживают как могут. Кто-то поехал на неделю, а уже третий месяц здесь. Я сам пообносился - ботинки просят каши, рюкзак зашивал несколько раз , хорошо что наконец открылись магазины и можно купить какие - то вещи. И то я пока воздерживаюсь -  берегу деньги. Мне помогают добрые люди. У меня ситуация не самая плохая, есть люди которые уже ночевали в подъездах, те которые остались совсем уже без копейки. Я знаю, что у некоторых нет денег на обратный билет, который стоит от 200 до 400 евро. Это люди совсем не те туристы которые в разгар пандемии решили съездить на курорт. Люди здесь застряли не на отдыхе по сниженным ценам на горящие туры.

Вот Дмитрий Михайлов из Красноярска. Приехал 16 марта и в тот же день закрыли границы. Фуры с овощами ему отправить удалось, но сам плотно застрял. Живёт в гостинице за 1200 рублей в сутки. Это со скидкой. Несколько женщин жили в хостеле за восемьсот в сутки, но после очередного решения властей хостелы закрыли и женщин попросили на улицу. Помощи никакой люди без обратных билетов не получают и врят ли получат. Личные обращения в консульство и в МИД и своим губернаторам ничего не дают. Составили несколько коллективных обращений, в том числе к полномочным представителям президента в округах. Кстати, в составлении этих обращений нам помогают люди, которым повезло больше, которые смогли улететь, спасибо им огромное.

В ответ или тишина или перевод стрелок на МИД или иные инстанции. "Люди оказались в крайне тяжелом положении, им негде жить, нет средств на питание и связь, у многих нет даже денег на обратный билет, подходит к концу регистрация, которая тоже платная», — писали мы в обращении. Конкретно из Сибирского федерального округа отвечают: «Мы этим не занимаемся. Обращайтесь в МИД».

С МИДом же держит непосредственную связь наша активистка Фатима Арифджанова. Общается Фатима с самой медиа-звездой МИДа Захаровой лично. И лично Захарова ей говорит, что по сведениям из посольства все, кто хотел улететь улетели, а кто не хотел - остались. Вот. А мужики-то и не знали. (С).

Пока эти ребята играют в русскую народную забаву перевода стрелок, люди теряют остатки терпения и сил.

Светлана. Ставрополь.

У меня закончились деньги на съем жилья, заканчиваются на еду, в данный момент я не на улице только из-за доброты владелицы квартиры, которая разрешила не платить аренду, но денег на билет уже не осталось".

Лола Болтаева. Бийск.

"Я приехала 16 марта, в Узбекистан в гости, у меня тут похоронены родители, сходить на кладбище. Попала под карантин, уже два месяца бьюсь, звоню и пишу, но увы, тишина. В посольстве толком ничего не объясняют, даже в мат помощи отказали, осталась без денег, хорошо знакомая помогает. Писала призеденту России, президенту Узбекистана, губернатору Алтайского края, везде отправляли в МИД. У меня давление, от переживаний было плохо, пришлось вызывать скорую, когда же закончится все это, неужели мы сибиряки никому не нужны? Я работающий пенсионер, мне 15 апреля надо было быть на работе."

Колпакова Кристина. Барнаул.

Я прибыла в Республику Узбекистан со своим женихом перед свадьбой познакомиться с его родителями. В России у меня остался ребёнок инвалид, по состоянию его здоровья и по рекомендации врачей не было возможности взять его с собой, и мы приняли решение оставить его с моими родителями, поездку планировали не надолго, 6 марта прибыли и 10 апреля был обратный билет, но границы к этому времени уже были закрыты. Мы хотели улететь, раньше, обращались в представительство нашей авиакомпании, и нас успокоили, что небо закрыли временно, до 5 апреля, а чартары на тот момент стоили уже не подъёмные для нас суммы, все нужные документы были заполнены в срок с нами связывались из консульского отдела, спрашивали готовы ли мы лететь первым же рейсом какой организуют и предложили ждать, был чарторный рейс в Москву 29 апреля, нас на него не пригласили, только жители Москвы и ближайших регионов, после этого рейса мы не можем дозвониться до посольства!Решили ждать ещё борт, но время идёт, у нас больше нет возможности ждать, и сыну без матери становиться хуже, я переживаю за его состояние, мой жених единственный кто работает в нашей семье и теряет достойную работу, если не прибудет в срок, мы понимаем что нам предстоит ещё 14 дневная самоизаляция и готовы ехать в любой регион страны и пройти её там, поэтому просим помощи, забрать нас из Узбекистана как можно скорее!! Нас могут принять в другом регионе, если власти от нашего города примут меры либо по транспортировке нас по месту жительства, либо согласуют с регионом прибытия, что они примут нас в обсервацию, но представители от нашего региона бездействуют, не слышат нас и не собираются оказывать содействие! Мы уже обращались к полпреду по Сибирскому Федеральному округу, чтоб помогли забрать группу Сибиряков, но от нас отписались и сказали что этим занимается МИД. Я лично от себя и от отчаяния вернутся домой писала губернатору Алтайского края Томенко В. П. с просьбой организовать встречу нас в аэропорту прибытия. Никакого ответа так и не дождались."

Каждый из застрявших может рассказать подобную историю. Разница только в критичности положения того или иного ни в чем не виноватого человека.

Мы следим за ситуацией. Рейсы из других стран чуть ли не регулярны. Почему Узбекистан так обделён организационным вниманием властей которые создали несколько ресурсов с пафосными названиями "Своих не бросаем". Точно не бросают. В группе консульства раз пять поздравили с 9 мая. Ура!

Дмитрий Михайлов с группой активистов добился встречи с атташе российского посольства. На встрече до вопрошающих донесли что:

- существуют ограничения на прибытие в Москву 500/чел. в день, из за этого в рейсе 29 апреля забрали только 187 человек, вместо 400. И в этом же основная причина почему мы все до сих пор здесь. Если бы не было ограничивающих квот на прибытие, нас бы всех уже вывезли.

-рейсы в другие регионы не формируются с Узбекистана потому, что в посольстве нет систематизированной информации о гражданах по регионам, почему в ручном режиме они до сих пор не обработали наши заявки которые мы подавали для посольства, нам не пояснили.

Мы все давно разбились и по округам и областям. Сами составили точные списки. Мы заполнили по нескольку раз всякие разные анкеты и по запросам консульства, и по запросам госуслуг. Все данные всех людей есть на сайте госууслуг без которых вообще ничего нельзя сейчас сделать. Почему этой всей информации нет вдруг у консульства - одному Аллаху известно. А нам объясняют, что без этих списков невозможно организовать рейсы.

Если честно, то у меня давно уже нет надежды, что чиновники что-то смогут организовать.

Мне проще. Уже тепло, достану палатку и дойду пешком до Сырдарьи. Там мне подсказали хорошее местечко, где хорошо ловится рыба. Я смогу протянуть так хоть до зимы. К зиме-то, поди, границы откроют...

Беда, что не все могут как я. Вон женщина одна из наших должна на днях рожать... Впрочем, родить  россиянина не на родине, а в другой стране, потому что родина не захотела видеть ни этого новорожденного ни его мать... Это тоже символично в нашей ситуации.