Привет Макки, сегодня публикуем перевод статьи Джун Кросс - режиссера, продюсера и редактора документального кино, обладательницы премии Эмми ( дважды) , преподавателя Колумбийского университета и мастера репортажной съемки. Роберт, согласись, сегодня документальное кино становится популярнее, появляется все больше работ, которые могут потягаться с художественным кино как кинематографичностью, так и захватывающих сюжетом. Рассказываем, в чем секрет.
Понимайте разницу между историей и проблемой
Хороший журналист не пишет о проблемах, о происшествиях. Ведь они как свершившийся факт не являются чем-то личным, а значит, не так сильно вовлекают аудиторию. Вместо этого хороший журналист фокусируется на истории человека, на судьбу которого событие повлияло, тогда зритель начинает сопереживать герою и происшествия его заинтересовывают.
Как это работает Кросс показывает на вопросе, связанным с дискриминацией трансгендеров:
“ Дискриминация - это проблема. Съемки конференций, встреч, посвященных теме дискриминации могут увеличить интерес людей к теме и дать какие-то поверхностные знания. Но, если вы найдете человека, чья жизнь висит на волоске из за проблемы дискриминации, который сможет рассказать трогательную историю, как “Гостеприимный Юг” ( Southern comfort) ваша история станет по-настоящему важной.”
Этот документальный фильм 2001 года рассказывает о последних годах жизни Роберта Идса, трансгендера, который умирает от рака яичников, потому что доктора отказались его лечить из страха испортить свою репутацию. История Идса вовлекает с первых кадров, вне зависимости от того, как они относятся к обозначенной теме, потому что фильм - в первую очередь история человеческой судьбы.
Будьте заинтересованы в истории
“Меня убивает именно та часть моего тела, которая является женской” - говорит Идс, герой “Гостеприимного Юга”. Настоящая ценность этой фразы в ее честности, она не звучит как запись конференции. Зрителю нужно узнать историю Идса, а для этого режиссер должен сам гореть историей, хотеть копать глубже того, что лежит на поверхности. А иногда выходить из своей зоны комфорта в этих поисках.
Вера в историю, которую ты решил рассказать - это больше, чем снимать историю о человеке, это значит наблюдать за процессом со знанием дела, не забывать про какую проблему, событие ты снимаешь и понимать, какая информация важна для истории, а какую можно будет вырезать.
Дайте истории и герою самим диктовать то, каким будет результат
Документальный фильм “Запечатлевая красоту” (“Shooting beauty”), который в прошлом году с триумфом прокатывали по разным фестивалям, рассказывает о жизни людей с церебральным параличом. Герои сами на дешевую камеру снимают как выглядит их жизнь.
Режиссер фильма Джордж Качадорян говорит:
Успех любого фильма во многом зависит от решения, сколько кадров, которые уводят повествование от истории героя, режиссер сможет вырезать.
Так, в работе над этим проектом он отказался от нескольких интервью с медицинскими экспертами, которые достаточно дорого ему достались, потому что это уводило зрителя от основной проблемы фильма.
“Вместо того чтобы говорить о проблеме в целом, обсуждать ее устройство с экспертами и все такое, мы сосредоточились на персонажах и это изменило весь фильм.” - пишет Качадорян.
Для Качадоряна, редактора новостей на канале ABC по основной своей работе, решение вырезать некоторые кадры было не таким сложным. Этим он занимается на АВС и уже дважды был награжденн "Эмми" за свою редакторскую работу.
У меня большой опыт… нельзя вот так взять и зайти в монтажную или взять камеру и снимать, пока не изучишь то, о чем будешь рассказывать.
Нужно быть безжалостным и жестоким к повествованию и искать, как рассказать свою историю максимально быстро, эффективно и красиво. Как только чувствуете, что задержались где-то слишком долго, теряете темп и фильм просто рассыпается.
Исследуйте все вокруг основной темы
Последний документальный фильм Джун Кросс “Старик и море” начинался как рассказ о старике 82-х лет, который перестроил свой дом в Орлеане после урагана Катрина ( самый разрушительный ураган в истории США). В этом году фильм вышел на документальном портале Frontline.
“Мне пришлось использовать огромное количество журналистских трюков, чтобы рассказать то, что в итоге выросло в историю про старика, который всего-лишь пытался перестроить свой дом и заполучить обратно возможность жить в городе”. Но на деле, этот проект гораздо больше, чем его история” - говорит Кросс.
Кросс пользовалась большим количеством источников, чтобы рассказать историю, собирала ее по крупицам. Она даже подавала запрос в правительство, чтобы найти тех, кто занимается куплей-продажей земли в Новом Орлеане. А также изучала как страховые компании справлялись с реализаций программ защиты при наводнении. В результате фильм стал гораздо более глубоким и насыщенным чем съемки локальных городских встреч и интервью с незнакомцами на улицах города.
“Теперь я больше чем никогда уверена, что информация, настоящая информация - это ресурс, который очень сложно найти”. - пишет Кросс.
“Обучение журналистике - это обучение тому, как найти информацию, которая не хочет быть найдена, как раскрыть ее так, чтобы она служила во благо обществу… ну вы реально ничего не найдете, если просто Гугл будете использовать.“
Не забывайте об этических нормах документального повествования
Бэзил Циокос, один из программных директоров фестиваля Сандэнс, отсматривает около 250 заявок из секции документального кино каждый год. Он посмотрел тысячи документалок за последние несколько лет и изучил все те ловушки, в которые могут попасть фильммейкеры. Самый ценный совет, который он может дать начинающим документалистам - не использовать в продакшне дополнительные эффекты, такие как свет, звук, редактуру и так далее. Это вопрос этики. “
Помимо всего прочего, уважай то, о чем ты рассказываешь, свою историю и своего героя.” - пишет он.
Качадорян повторяет это утверждение:
“Когда ты делаешь документальное кино, кто-то зовет тебя в свой дом посмотреть на что-то очень личное и интимное. Тебе показывают кто эти люди есть, как выглядят, что делают. И ты, как человек за кадром, в той или иной форме способен управлять тем, как это увидят другие… Есть определенный уровень человеческого достоинства, который необходимо сохранять и ты, как режиссер должен уметь поступать правильно. Есть тонкая грань между тем, что легально и что морально допустимо и тем, что ты можешь найти лазейку и раскрутить историю так, как тебе выгодно.”
Когда режиссер документального кино ни от кого не зависит при создании фильма, он должен пройти отбор, подавая свой фильм на телевидение. Некоторые телекомпании требуют, чтобы каждое развитие сюжета было подкреплено тремя источниками. Это не только защищает компании от исков, но еще и не дает просочиться на телевидение плохим или пропагандистским проектам.
Поэтому очевидный факт: проведи исследование темы, до того как снимать.
Циокос говорит: “ Штука с кинопроизводством, что тебе не нужно приобретать лицензию, чтобы фильм сделать. Ты берешь камеру, покупаешь, находишь, где угодно достаешь и начинаешь снимать фильм, делать что-то крутое. Но это не значит, что это будет достаточно хороший фильм. В этом вся сложность и иногда такое происходит и с людьми, которые уже снимали и раньше.”
Кросс говорит: “А у кого поучиться документальному повествованию как не у журналиста? "
Режиссеры документального кино не обязательно должны обучаться журналистике чтобы быть честными в своем подходе к изображению субъекта. Но журналистика учит выстраивать длительное повествование, учит выяснять, какая часть истории из того что ты рассказываешь самая важная и учат рассказывать ее так, чтобы людям захотелось посмотреть до конца и открыть для себя что-то новое и важное в процессе.