На календаре месяц май – пришла весна. Но на Крайнем севере до сих пор лежат снега, лишь только солнце прибавило свой ход, и скоро совсем не будет скрываться за горизонтом. Здесь раскинулся полуостров Ямал – Край земли в переводе с языка ненцев. И край живет по своему календарю – календарю северного кочевника.
Эти земли полны мифов и легенд, завораживают природой – бескрайним простором тундры, серебряными лентами рек. Всё это – один большой дом для кочевников, северного народа – ненцев. Сегодня они живут так, как и их предки столетия назад. Несмотря на развитие и прогресс, ямальские кочевники сохранили самобытность и продолжают следовать древним заветам.
Каждый месяц в календаре ненца определяет его работу на этот период. Медленно в тундре наступает весна, прилетают чайки-халеи, гуси, канюки, у песцов появляется потомство, а кое-где чернеют проталины на тундровой земле, но на ветвях кустарников нет ещё ни одной почки. Май считается месяцем точно угадываемый оленями (ты” саполана” иры’) и массового отёла оленей (ты” ниць’ иры’). Снег весной отличается особой белизной, стоит тёплая и солнечная погода с ветром, и оленеводу необходимо беречь глаза – спасают солнечные очки.
В это время ненцы уже закончили все важные дела в поселках, отметили главный праздник – День оленевода и, закупив необходимые товары, возвращаются в стойбища к своим оленям. Сейчас в стаде начинается массовый отёл важенок, на свет появляются первые оленята – это самое главное время в жизни кочевника. Вся семья полностью обращает своё внимание к стаду. Оленей разделяют на две части: ездовых быков в это время будут выпасать отдельно от важенок. Оленеводы дежурят ночами и охраняют неповоротливых самок и их потомство от хищников.
Рождение оленят – праздник в семье кочевника. Олени пока сонливы от тёплого солнца и в стаде спокойно, но уже совсем скоро они начнут движение вперёд, к обновлённым пастбищам на летние стоянки. А пока люди помогают слабым оленятам и иногда берут таких жить в чум. Такого оленёнка зовут Авка – этот ручной и не пугливый малыш, он всегда будет под защитой человека. Даже когда он вырастет и отправится в стадо, его никогда не выберут в качестве ездового или не забьют на мясо.
Природа постепенно пробуждается от зимней спячки, у людей поднимается настроение. Тундра наполнена разными звуками от звонких голосов молодых оленят «Ав-ав-ав!» и призывных откликов их матерей «О-о-о!» до пения птичек и своеобразного многоголосья куропаток «Пе-пепе-пе! Кабэв” – кабэв” – кабэв”! Ня”вы”!», которые отмечают весну. Не обходится и без метелей в мае, которые бывают именно во время рождения новых оленей, так называемые метели молодых оленят (су”ляку” хад”).
Ненцы начинают активно приучать молодых быков к коралю, чтобы в дальнейшем они стали ездовыми. Работы хватает всем, даже детям – они гуляют по тундре и охотятся на куропаток, ловя их на капканы. Свободные от дежурства мужчины ремонтируют нарты, заканчивают делать новые хореи и упряжи. Женщины тоже готовятся в дальний путь – пакуют нарты с продуктами, ремонтируют и упаковывают зимние нюки, их оставят на определённых стоянках. Природа начинает жить по своим законам: снег продолжает таять, ручьи набирают ход и реки разливаются. Сейчас нужно успеть переправиться, иначе каслания замедлят ход.
Вот и пастух пригнал стадо, чумы в это время уже почти разобраны, но дежурный успевает поесть, отдохнуть. Умело и быстро убирается постель в нарты, снимаются нюки, перевязываются и укладываются на нарты также и кухонная утварь с шестами. После – сбор ездовых быков в кораль. Каждый житель стойбища знает своего оленя в лицо и процесс запрягания аргиша длится недолго. И после этого нарточный поезд готов. Сопровождаемый радостным лаем собак, он начинает своё движение, изгибаясь змейкой по снежным долинам тундры. Начинается увлекательное путешествие с короткими стоянками, долгими переездами до самого Края земли, до берегов Карского моря.