Впереди океан... Командир мой спокоен -
Безрассудство и риск у него не в чести.
Позади караван, я - корабль конвоя,
И обязан свой транспорт домой довести.
А мне тесно в строю, и мне хочется боя,
Я от бака до юта в лихорадке дрожу.
Но приказ есть приказ: я - корабль конвоя.
Это значит, себе я не принадлежу.(Александр Розенбаум)
Начало 30-х годов ВМС РККА встретили,имея всего 17 эсминцев в строю. Возраст этих кораблей был уже около 20 лет,это были "новики" военной и предвоенной постройки. 12 эсминцев было на Балтике и 5 на Черном море. Эти прекрасные для своего времени корабли в 30-х уже не соответствовали зарубежным аналогам.Хотя прочные корпуса и сбалансированные характеристики позволили им еще и в Великую Отечественную достойно повоевать.
Отечественные кораблестроительные достижения за послевоенные годы были весьма скромными-достройка трех легких крейсеров царского периода,постройка трех лидеров типа "Ленинград" и 18 сторожевых кораблей типа "Ураган".Этого было категорически недостаточно-требовалось срочное обновление и пополнение БФ, ЧФ, воссоздание практически с нуля флотов на Севере и Тихом океане.
Вопрос пополнения флота современными массовыми боевыми кораблями встал очень остро.Начав с проектов "улучшенного новика"- с небольшим ростом водоизмещения и соответствующих боевых возможностей,через несколько лет горячих споров пришли к выводу ,что отечественная школа проектирования после 15 летнего вынужденного перерыва не сможет самостоятельно и быстро создать универсальный боевой корабль современного уровня,сочетающий небольшие размеры,скорость и мощное вооружение.
В 1932 году представительная делегация флота и судостроителей посетила Италию,где на нее большое впечатление произвел строящийся итальянский эсминец "Маэстрале".С фирмой "Ансальдо" договорились довольно быстро- СССР получил необходимые чертежи,а советские инженеры-допуск к технологиям.
Техзадание , выданное по итогам изучения документации , предусматривало необходимость превзойти итальянский прототип-при меньшем водоизмещении советский эсминец должен был быть быстрее и иметь более сильное вооружение.Итальянская архитектура и компоновка корабля были согласованы с технологическими возможностями отечественной промышленности,силовой установкой,вооружением и оборудованием советского производства.
Итоговый проект,получивший название "проект 7" имел следующие характеристики- водоизмещение стандартное 1425 т, полное 1715 т, длина наибольшая 112,5 м, ширина 10,2 м, осадка 3,3 м, скорость хода 38 узлов, вооружение — четыре 130-мм орудия, две 76-мм зенитки и два трехтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм; экипаж — 170 человек.Основной проблемой проекта стало максимальное облегчение конструкции корпуса при общей перегрузке корабля.
Проект 7 был утвержден в декабре 1934 года. Время поджимало и проект срочно запустили в серию в 1935 году ,не дожидаясь испытаний головного корабля.Заложили сперва 13 единиц ,потом еще 15,а потом...всего по проекту было заложено 53 эсминца. На бумаге корабли имели приличные характеристики,вполне достойные основного эсминца советского флота.Их строительство было поручено 6 судостроительным заводам(по 2 на Балтике,Черном море и Тихом океане).
Из-за опасений в недостаточной живучести эсминцев с линейной схемой энергоустановкой( основанных прежде всего на отсутствии опыта военного судостроения в течение длительного периода) и перестраховки часть кораблей проекта перезаложили по измененному проекту("проект 7у") или разобрали на стапелях.
Достроено по основному проекту было 28 эсминцев(22 вошли в строй к началу войны).Это были самые массовые боевые корабли советского флота в довоенные годы. Одним из них стал "Гремящий".
Построенный на ленинградском заводе №180 им. Жданова ,он в конце августа 1939 года вошел в состав Балтийского флота,а в сентябре 1939 года вместе с однотипным эсминцем "Сокрушительный" ушел по Беломоро-Балтийскому каналу на север. 8 ноября 1939 года "Гремящий" прибыл в Полярный и начал службу в составе Северного флота.
"Семерки" имели весьма стремительный элегантный силуэт,в основном за счет однотрубной схемы.Для советского флота это был безусловный шаг вперед,но из-за ряда конструкторских просчетов корпуса их обладали крайне низкой прочностью,особенно для суровых и штормовых северных морей,а дальность плавания была недостаточной для свободного выполнения боевых задач на бескрайних просторах Севера.
"Гремящий" стал самым знаменитым кораблем проекта , 2 марта 1943 года эскадренный миноносец «Гремящий» был удостоен гвардейского звания «за проявленную отвагу в боях за отечество с немецкими захватчиками, за стойкость и мужество, за высокую воинскую дисциплину и организованность, за беспримерный героизм личного состава».
«Гремящий» Завод № 190 им. А. А. Жданова(Ленинград). Заводской № С-515 . Строительство начато 23 июля 1936 года. Спущен на воду 12 августа 1937 года. Введён в эксплуатацию 28 августа 1939 года. Выведен из состава флота 1 марта 1958 года
Водоизмещение-1939: 1612/2215 т,1943: 1820/2350 т. 112,5×10,2×4 м. Двигатели-2 × ПТУ ГТЗА-24, 4 котла. Скорость хода 38 узлов . 535 т нефти; Дальность плавания 722—770 миль (полным ходом), 1670 миль (экономическим ходом),расчетная 2720 (20) миль. . Экипаж 197- 246 человек.
Вооружение-4 × 1 — 130-мм/50 Б-13, Зенитная артиллерия-2 × 76-мм /55 34-К,
2 × 45-мм /46 21-К, 2 × 12,7-мм пулемёта ДШК
К 1943:2 × 76-мм 34-К, 4 × 37-мм 70-К, 2 × 12,7-мм пулемёта ДШК,
2 × 2 — 12,7-мм «Кольт-Браунинг». Минно-торпедное вооружение-Два трёхтрубных 533-мм ТА 39-Ю ,60 мин КБ-3 или 65 мин обр. 1926 г., или 95 мин обр. 1912 г. , 10 глубинных бомб.
Эсминец "Гремящий" имел двухпалубный узкий (отношение длины к ширине 10,8) ) корпус с коротким полубаком и транцевой кормой . Высота надводного борта до верхней палубы — 1,9 м, до полубака — 4,9 м. Расстояние между палубами 2,1 м. Верхняя палуба шла по всей длине корабля, нижняя (жилая) — только в оконечностях корпуса .Непотопляемость обеспечивали 15 водонепроницаемых отсеков.
Сам корпус был максимально облегчен- ради этого он был изготовлен из маломарганцовистой стали марок 20Г и З0Г, имевшей повышенную прочность, но одновременно и большую хрупкость. Толщина обшивки корпуса составляла 5 — 9 мм .В результате даже неудачная швартовка рождала трещины,а осколки бомб и снарядов высекали из обшивки еще больше поражающих осколков.Стандартная сталь-использованная на палубе и надстройках,таких проблем не имела.
При смешанной системе набора ( в основном продольная, а в оконечностях поперечная) места стыковки не были дополнительно подкреплены,что при хрупкости обшивки приводило к разломам корпусов."Семерки" регулярно получали повреждения корпуса от штормовых волн и при стрельбе собственного главного калибра.
В мае 1940 года, обобщая опыт эксплуатации первых «семерок», нарком ВМФ Кузнецов в своем докладе Сталину отметил недостаточную прочность их чрезмерно облегченных корпусов. Очередная комиссия под председательством В.И. Першина рекомендовала усилить набор палубы полубака и бортов. Разумеется, это еще больше увеличивало перегрузку. Для повышения остойчивости в 1940-41 гг часть эсминцев проекта снабдили балластом -на "Гремящем" это была 71 тонна свинцовых чушек.Реально это оказалось перестраховкой-и корабли с балластом и корабли без балласта сохраняли приемлемую остойчивость даже при перегрузках военного времени.
Эксплуатация подтвердила,что при затоплении любых двух отсеков корабль сохраняет плавучесть и остойчивость ,при затоплении трех смежных отсеков это получалось уже не всегда. Мореходность "семерок" оказалась посредственной-узкий нос на ходу сильно зарывался в волну,при волнении 8 баллов эсминец мог держать скорость 5-8 узлов. Уже при 6-балльном волнении хождение по верхней палубе становилось невозможным, и кормовые помещения, имевшие вход с палубы, были недоступны. Маневренность «семерок» считалась вполне удовлетворительной.
Перегрузка корабля оказалась чрезмерной -эсминцу «Гремящий» по спецификации полагалось иметь стандартное водоизмещение 1425 т и полное 1955 т, реально же на испытаниях в 1939 году оно составляло соответственно 1612 т и 2215 т, а в мае 1943-го — 1820 т и 2350 т.
Силовая установка включала три водотрубных котла и два главных турбозубчатых трехкорпусных агрегата Харьковского турбинного завода модели ГТЗА-24 мощностью 48 000 л. с. , которые вращали два гребных винта .Расчетная мощность была занижена и в реальности должа была составлять 54000 л.с. Форсировка турбин не предусматривалась.
«Гремящий» показал на испытаниях наибольшую мощность 54 800 л.с. и скорость хода 39,4 узла. Дальность плавания, по результатам испытаний,составила для головного эсминца эсминца «Гневный», 2640 миль экономическим ходом (19,83 уз.) и оказалась ниже проектной (3000 миль). В боевых же условиях в 1943 году реальная дальность плавания у «Гремящего» составляла 722 — 770 миль полным ходом и 1670 миль экономическим. В целом силовая установка зарекомендовала себя как надежная.
Вооружение эсминца по проекту составляли четыре 130-мм орудия Б-13-I с длиной ствола 50 калибров, изготовленные заводом «Большевик», (углы вертикального наведения от −5 до +45°,все типы снарядов (осколочно-фугасные, полубронебойные и дистанционные гранаты) одинакового веса — 33,5 кг с начальной скоростью 870 м/с на максимальную дальность 139 кбт (25,7 км). В боекомплект входили также ныряющие снаряды весом 33,14 кг и осветительные весом 34,5 кг. Скорострельность зависела от угла возвышения и колебалась в пределах 6 — 10 выстрелов в минуту. Подача боеприпасов осуществлялась вручную, досылка — пневмодосылателем. Благодаря лейнерам НИИ-13 живучесть стволов составляла 900 выстрелов. Разработка "Большевика"(бывший Обуховский завод)на основе крейсерской 130 мм /55 пушки(слишком тяжелой для эсминцев) стала стандартным орудием советских лидеров и эсминцев.Принята на вооружение в 1935, устанавливалась первоначально на лидерах типа "Ленинград".
Удачным пушкам соответствовала современная система управления огнем- ПУС «Мина», разработанная специально для "семерок" ленинградским заводом «Электроприбор» на базе итальянской "Галилео"."Мина" обеспечивала и управление стрельбой торпедных аппаратов. Слабым местом системы была низкая точность гирокомпаса «Курс».
Зенитное вооружение составляли: пара 76-мм универсальных установок 34-К, два 45-мм полуавтомата 21-К, два 12,7-мм пулемёта ДШК. ПВО проекта ,как и для всех кораблей начала второй мировой,оказалось недостаточным.Менять и усиливать его начали сразу после начала боевых действий. К 1943 году все североморские «семерки» имели по 4 автомата 70-К вместо неэффективных полуавтоматов 21-К. В 1942 году на всех оставшихся в строю «семерках» ЧФ и СФ смонтировали по два спаренных 12,7-мм ленд-лизовских пулемета «Кольт-Браунинг».
Торпедное вооружение включало в себя два 533-мм трехтрубных торпедных пороховых аппарата 39-Ю. По проекту эсминцы могли нести дополнительно 6 запасных торпед в стеллажах, но перезарядка аппаратов вручную в свежую погоду оказалась невозможной. Первым это поняло командование Северного флота и в марте 1942 года приказало запасные торпеды снять. В 1940 году четыре торпедных аппарата 39-Ю прошли модернизацию, в ходе которой удалось исправить их основные недостатки (увеличена скорость выхода торпед, добавлена система стрельбы сжатым воздухом). На 1941 год была запланирована модернизация еще 12 аппаратов, а к концу 1942-го предполагалось завершить аналогичные работы на всех кораблях проекта 7. Однако из-за начавшейся войны осуществление этих планов пришлось отложить.
На расположенные на верхней палубе рельсы корабль мог принять 60 мин КБ-3, или 65 мин образца 1926 г., или 95 мин образца 1912 г. (в перегруз).
Стандартный набор глубинных бомб — 25 штук (10 больших Б-1 и 15 малых М-1); позже его довели до 40 Б-1 и 27 М-1. Большие бомбы хранились непосредственно в кормовых бомбосбрасывателях; малые — 12 в погребе и 8 в кормовом стеллаже на юте. Применять бомбосбрасыватели можно было лишь при волнении моря до 3 баллов — в более свежую погоду ют эсминцев сильно заливало водой. Уже в ходе войны на все корабли установили по два бомбомета БМБ-1, способные стрелять бомбами Б-1 на дальность до 110 м.
Первым РЛС типа 286М (английского производства) получил в 1942 году именно «Гремящий», в условиях полярной ночи и штормов "северяне" наиболее остро нуждались в радарах.
Гидроакустическое оснащение эсминцев проектов 7 и 7У первоначально состояло из малоэффективных шумопеленгаторов «Марс» и гидрофонов станции звукоподводной связи «Арктур». Гораздо современнее оказались английские сонары «Дракон-128с» («Асдик»). Первым такой станцией оборудовали в 1942 году «Грозный», а к концу войны они стояли на большинстве оставшихся в строю «семерок» .
По штату мирного времени в 1940 году численность экипажа эсминца проекта 7 составляла 197 человек (15 офицеров, 44 старшины и 138 рядовых),из-за установки дополнительного оборудования и зенитной артиллерии,численность экипажа росла, на всех североморских «семерках» в 1942-1943 годах экипаж насчитывал 246 человек (15 офицеров, 52 старшины и 179 рядовых)
«Гремящий» и ряд первых эсминцев проекта отличались тем,что КДП стоял на низком постаменте — так, что его частично закрывала ходовая рубка. На остальных кораблях проекта 7, в том числе на всех черноморских, высота постамента под КДП стала на 0,5 м больше.
При вступлении в строй эсминцы окрашивались в шаровый цвет.Камуфляж на СФ появился уже в 1941 году. Подводная часть корпуса кораблей ленинградской постройки покрывалась Кузбасс-лаком. Верхняя палуба на североморских «семерках» в целях борьбы с коррозией иногда натиралась мазутом или маслом, что делало ее очень скользкой.
Первоначально на бортах белой краской наносились литеры ГЩ — «Гремящий», но 15 июня 1941 года они были отменены официальным приказом. Вместо литер на СФ и ЧФ ввели двухзначные номера-«Гремящий» получил 01.
"Гремящий"успел принять участие в советско-финской войне. В условиях отсутствия реальных активных действий,его задачи ограничивались разведкой ,сторожевой службой и конвоированием транспортов.
Зимой 1940/1941 эсминец прошел гарантийный ремонт и встретил начало войны в неплохой технической форме.Первыми боевыми заданиями стали постановка минных заграждений и обстрел вражеского побережья. На третий день войны артиллеристы эсминца «Гремящий» сбили немецкий бомбардировщик. «Юнкерс» Ju 88 буквально развалился в воздухе получив прямое попадание из орудия главного калибра.
18 августа «Гремящий» прибыл в Мурманск, на усиление зенитного вооружения: в придачу к двум 45-мм полуавтоматам добавили пару 37-мм пушек 70-К: одну — на рострах позади дымовой трубы, другую — на юте. Во время работ 22 августа корабль подвергся атаке с воздуха и получил первые боевые повреждения. От сотрясений, вызванных 8 разрывами 250-кг бомб (в 10 — 15 м от борта), на эсминце были выведены из строя правое 45-мм орудие, оба дальномера ДМ-4, визир центральной наводки, в нескольких местах лопнули трубы пожарной и санитарной магистралей, оборвались антенны и разбились лампы радиоаппаратуры. Из экипажа никто не пострадал.
22 августа вместе с эсминцами «Урицкий», «Куйбышев» и «Громкий» привёл в Териберку повреждённую торпедой немецкой подводной лодки плавбазу «Мария Ульянова».При отражении немецких воздушных атак зенитчики "Гремящего" записали на свой счет сбитый самолет.
В ночь с 24 на 25 ноября эсминец участвовал в совместной с англичанами операции по обстрелу занятого немцами норвежского порта Вардё .От СФ был еще эсминец "Громкий",от англичан- крейсер «Кения» и 2 эсминца . "Гремящий" За 6 минут выпустил 89 130-мм снарядов.
В конце января 1942 года началось использование эсминца в конвоировании северный конвоев- PQ в СССР ,с английскими военными поставками и американским ленд-лизом и QP -обратно,со стратегическими материалами,необходимыми союзникам.
Хрупкость корпуса проявила себя 22 марта 1942 года,когда при сопровождении конвоя QP-9 в восьмибалльный шторм от ударов волн треснул лист верхней палубы в районе, появилась трещина в котельном кожухе , лопнула труба магистрали питьевой воды.В итоге эсминец потерял свой конвой и после суток поиска был вынужден вернуться на базу самостоятельно.
Первый серьезный бой состоялся 29 марта 1942 года,при сопровождении конвоя PQ-13 . «Гремящий» и «Сокрушительный» подверглись обстрелу,но в условиях плохой видимости его источник был неизвестен,пока из тумана не появился немецкий эсминец Z-26. «Сокрушительный» вторым залпом попал во вражеский эсминец в районе котельного отделения. Но корабли опять разошлись в снежной буре. Чуть позже Z-24 , Z-25 и Z-26 (отряд,отправленный Кригсмарине для перехвата конвоя)напоролись уже на английскую часть конвоя,где по ним довольно удачно отработал крейсер "Тринидад". К бою присоединились и советские эсминцы-в итоге Z-26 был,наконец ,потоплен совместными усилиями(потопление немца записали на счет "Тринидада") После боя конвой довели без потерь наши эсминцы,а британцам пришлось задержаться для конвоирования поврежденного собственной же неисправной торпедой "Тринидада".
30 марта в 19.15 на Кильдинском плёсе в точке 69°36′ с. ш. 34°03′ в. д.HGЯO «Гремящий» отбомбился по обнаруженной подводной лодке,сбросив неё восемь малых и четыре большие глубинные бомбы. В момент атаки «Гремящий» зарылся в волну так, что ее вершина захлестнула ходовой мостик. Одного комендора, находившегося у второго 130-мм орудия, смыло за борт . После бомбометания на поверхности наблюдали плавающую пробку, куски дерева ,пятна масла ,бумагу и даже якобы немецкую сумку .Считалось что при этом была потоплена U-585 ( которую потом отнесли на счет дрейфующей немецкой мины),а позднее-что это была безуспешная атака на U-435. Однако точный факт-что U-585 погибла именно в этом районе.
30 апреля эсминец вместе с «Сокрушительным» вступили в охранение английского крейсера «Эдинбург», торпедированного германской субмариной U-456 в составе обратного конвоя QP-11. 1 мая советские эсминцы были вынуждены вернуться для дозаправки . 2 мая ,заправившись,британского крейсера они уже не застали, "Эдинбург"с 5,5 тоннами советского золота на борту затонул к этому времени.
В мае 1942 года «Гремящий» вместе с собратьями- «Сокрушительный», «Грозный» и «Громкий» поддерживали артиллерийским огнем моряков -десантников 12-й особой бригады морской пехоты во время самого массового и трагического десанта на мыс Пикшуев .
В ночь на 10 июля «Гремящий» вместе с «Сокрушительным» и «Грозным», осуществляя поиски одиночных транспортов разгромленного конвоя PQ-17, был атакован четырьмя бомбардировщиками Ju-88. Два из них отбомбились по «Гремящему» — 4 бомбы взорвались в воде в 4 — 5 м от его левого борта. От сотрясения вышли из строя гирокомпас, 2-й дальномер ДМ-4, лопнул приемный патрубок циркуляционного насоса.
На рейде Ваенги,при отражении очередного налета люфтваффе 23 августа один из пулеметчиков эсминца в горячке боя зацепил очередью «кольта» кормовой дальномер ДМ-3, всадив в него десять 12,7-мм пуль и полностью выведя прибор из строя.
Очень успешно проявил себя экипаж эсминца во время конвоирования каравана PQ-18. 18 сентября в 10.35 в районе мыса Канин Нос на транспорты попытались совершить атаку сразу 18 торпедоносцев, летевших на предельно малой высоте (6—10 м). Наблюдатели с «Гремящего» своевременно обнаружили противника,корабли эскорта открыли огонь из орудий всех калибров. В результате примерно из 60 немецких бомбардировщиков (39 Не-111, 19 Ju-88 и несколько четырехмоторных «Фокке-Вульф» FW-200), налетевших на конвой двумя волнами, 15 были сбиты, в том числе 3 — «Гремящим».130 мм пушки эсминца оказались превосходными средствами ПВО. При этом конвой потерял лишь один транспорт — сухогруз «Кентукки», в который попала торпеда с «хейнкеля». Расход боеприпасов на «Гремящем» составил 72 130-мм, 145 76-мм, 1494 37-мм снарядов и 1704 12,7-мм патронов.
Сам эсминец в бою повреждений не получил,но зато на следующий день жестоко пострадал во время 8 балльного шторма-треснула палуба,пострадали надстройки.
1 марта 1943 года «Гремящий» был удостоен звания «Гвардейского».
Одной из самых примечательных операций "Гремящего" стало сопровождение транспорта "Марина Раскова" на Новую Землю.Этот старый (1919) 12 000 тонный американский пароход,после нескольких аварий и ремонта в Молотовске переданный СССР в счет ленд-лиза.
Пароход должен был успеть до конца навигации завезти полярникам на Новой Земле продовольствие, боеприпасы, теплую одежду, топливо, а также тракторы, самолеты и другую технику и смену- полторы сотни пассажиров - новые зимовщики и их семьи .
Транспорт были назначены сопровождать "Гремящий" и "Громкий"(конвой «БА-27» ) .На маршруте дежурило шесть немецких подводных лодок,зафиксированных разведкой флота, и мины-на заграждениях и плавающие . Кроме того прогноз погоды гарантировал мощный циклон в ближайшее время.
Конвою пришлось зайти в Иокангу ,поставить дополнительные крепления и принять дополнительный балласт- в балластные цистерны зацементировали чугунные чушки. Эти работы заняли около суток, после чего конвой вышел по назначению, несмотря на шторм.
Для слабых корпусов эсминцев это было крайне опасное испытание- именно в такой же 11-бальный шторм 20 ноября 1942 в Баренцевoм морe погиб эсминец «Сокрушительный», систершип «Гремящего» и «Громкого». Его корпус не выдержал и на волне переломился пополам.
Переход шел в условиях жесточайшего северного шторма.Крен эсминцев под ударами волн доходил до 53 градусов ,корпуса скрипели и изгибались на волне.
Но самое страшное случилось 12 октября в 150 милях от пункта назначения.Транспорт начало мотать- он сперва чуть не налетел на "Гремящий",а потом едва не навалился на "Громкий". Капитан "Расковой" сообщил,что из строя вышло рулевое управление,а сам руль сбит волной.Огромный транспорт стал малоуправляемым.
С рассветом старший конвоя капитан 2 ранга Антон Иосифович Гурин на "Гремящем" (бывший его командир) принял решение о нестандартной буксировке транспорта. Трос подали на корму "Расковой",а когда судно дало ход,"Гремящий" корректировал движение транспорта."Громкий" обеспечивал прикрытие от атак подводных лодок и плавающих мин. Сила ветра достигала одиннадцати - двенадцати баллов. Скорость транспортировки была мизерной,удалось пройти за день лишь около 40 миль.
На следующее утро было принято решение рискнуть и перейти на стандартную буксировку.Морякам при работе на юте приходилось привязывать себя веревками,потому что иначе накрывающей корабль волной человека запросто смывало в море.Для того чтобы подать трос эсминцу пришлось в штормовом море практически вплотную подойти к форштевню транспорта. Во время сильного шторма. На подачу троса ушло около восьми часов.Но в итоге и первый и второй трос были порваны штормовыми волнами,кидающими корабли в разные стороны.
«Громкий» в это время в охранении расстрелял плавающую мину, обнаруженную сигнальщиками среди моря, и отогнал от конвоя подводную лодку противника. «Громкий» ходил вокруг конвоя по увеличивающейся спирали и бросал глубинные бомбы, загоняя лодку на глубину.
На «Гремящем» больше не оказалось подходящих тросов,пришлось его запрашивать на транспорте. Для того, чтобы достать трос, команде «Марины Расковой» в условиях 11-12 бального шторма пришлось вручную, с помощью пассажиров, переместить стоявший на люке трюма трактор.
На «Гремящем» конец троса усилили своим, обвели его петлей вокруг тумбы четвертого орудия, так как ближайшие кнехты были уже выворочены со своих мест. Буксировка началась,но транспорту не удавалось придать прямой курс,он рыскал в стороны. Пришлось использовать "Громкий" в качестве руля- с него закрепили буксир на корме "Расковой" и вывели транспорт на курс.
Правда при таком способе буксировки корабли были беззащитны перед подлодками и минами-маневра у них уже не было .Два дня экипажи не получали горячей пищи и только чудом удалось сменить вахту в машинных и котельных отделениях.
На "Гремящем",тянущем на себе три корабля,стало заканчиваться топливо,а "Громкий",отдав буксирные концы,ушел в атаку на обнаруженный перископ подводной лодки.
"Громкому" еще несколько раз приходилось отгонять подводные лодки.
На четвертые сутки с кораблей увидели берега Новой Земли. Ветер постепенно стих. На пятые сутки похода (вместо 50 - 60 часов в нормальных условиях) эсминцы и транспорт вошли в бухту Белушья.
Эсминцы и их героические экипажи выдержали сверхнормативные нагрузки и выполнили боевую задачу. «Марина Раскова» успешно сдала груз на станцию и благополучно ушла в Архангельск.
Это был только один конвой из сотен,которые были проведены Северным флотом.
29 октября 1943 года на стоянке в в Соломбале (Архангельск) "Гремящий" получил надводную пробоину от удара транспорта "Канин", неудачно снявшегося с якоря.Пришлось встать на ремонт.
Помимо проводки десятков очередных конвоев,"Гремящий" с 9 октября совместно с эсминцем «Громкий» поддерживал огнем высадку очередного демонстрационного десанта на мыс Пикшуев. В течение двух следующих дней корабли вели огонь по позициям немцев. «Гремящий» выпустил 715 снарядов главного калибра, подавив, по данным разведки, немецкую 150-мм батарею и разрушив часть переправы через реку Титовку.
26 октября в составе отряда кораблей вышел на поиск судов противника до Берлевога, но никого не обнаружил. Чтобы впустую не возвращаться,корабли опять обстреляли норвежский порт Вардё .
Сильно изношенный непрерывной боевой службой корабль 14 декабря прибыл в Молотовск, а 19 января 1945 года был поставлен в капитальный ремонт, продолжавшийся без малого пять лет.
Всего за период с начала войны до 1 июня 1943 года «Гремящий» прошел 27043 мили за 1921 ходовой час. За это время он провел 9 стрельб по береговым целям (4 раза по пеленгу и дистанции и 5 раз с корректировкой с берега), выпустив 1425 130-мм снарядов. Корабль отразил 66 воздушных атак, израсходовав при этом 1115 76-мм, 3633 37-мм и несколько сотен 45-мм снарядов. За два года войны он 6 раз использовал противолодочное оружие, сбросив в сумме 31 малую и 30 больших глубинных бомб.
Всего за годы войны самая знаменитая «семерка» нашего флота выполнила 90 боевых заданий, прошла в боях и походах 59 850 миль, отразила 112 воздушных атак, предположительно сбив 14 и повредив более 20 самолетов противника, обеспечивала переходы 63 конвоев.
В сильно поредевшем за время войны советском флоте оставшиеся "семерки" долгое время несли на себе значительную часть службы-стране опять было не до флота.Эсминцы были изношены длительной эксплуатацией в тяжелых условиях.Корабли требовали ремонта и модернизации.Гвардейский "Гремящий"встал на ремонт одним из первых. В декабре 1949-го модернизированный эсминец был принят флотом. На нем установили МПУАЗО «Кольцо», а ПВО помимо двух 76-мм орудий 34-К состояло из шести 37-мм автоматов 70-К и шести 12,7-мм пулеметов ДШК. Разнокалиберное ПВО ,перегружая корабль,уже не обеспечивало качественную защиту корабля.
В итоге на свет появился проект стандартной модернизации "семерок",которую прошли 23 эсминца проектов 7 и 7У из 28, имевшихся в составе флота в послевоенные годы. Они оснащались современными отечественными приборами и новыми 37 мм зенитными автоматами-как едиными средствами ПВО.
В 1956 году ,в соответствии с требованиями нового времени был утвержден последний проект капитальной перестройки «семерок». Четыре бывших эсминца серии были переоборудованы в спасательно-дезактивационные корабли.Одним из опытовых кораблей стал «Гремящий» -опытовое судно ОС-5 . В 1957 году под командованием капитана-лейтенанта Алферова А. И. он вошёл в бригаду опытных кораблей, специально созданных для обеспечения ядерных испытаний на Новой Земле.
«Гремящий» был переоборудован по специальному проекту 453, предусматривавшему размещение разнообразной регистрирующей аппаратуры, средств дистанционного управления и мощной аккумуляторной батареи для автономного питания приборов. Кроме того, в корпус корабля была врезана секция машинного отделения новейшего эсминца проекта 56 — для изучения воздействия на нее атомного оружия.
Во время первого испытания 21 сентября 1955 года взрыв ядерного заряда — боевой части 533-мм торпеды с тротиловым эквивалентом около 3,5 кт — осуществлялся на 12-метровой глубине. На испытательной акватории в губе Черной находились «Гремящий», а также 3 эсминца типа «Новик», 3 тральщика, 4 подводные лодки и 2 транспорта. На кораблях разместили около 100 собак и порядка 500 коз, овец и мелких лабораторных животных. «Гремящий» стоял с работающей ЭУ в 1200 м от эпицентра взрыва. Корабль получил многочисленные повреждения корпуса и надстроек, но его главные механизмы сохранили боеспособность.
После дезактивационных работ «Гремящий» участвовал в повторных ядерных испытаниях 7 сентября 1957 года — на этот раз вместе с «Грозным» и «Разъяренным». Ядерное устройство с тротиловым эквивалентом 32 кт теперь размещалось на металлической вышке на берегу все той же губы Черной, у самой воды. «Грозный» находился в 1500 м от эпицентра взрыва, «Гремящий» — в 1900 м, «Разъяренный» — в 2200 м. На «Гремящем» котлотурбинная установка опять находилась в рабочем состоянии. Эсминцы получили повреждения от ударной волны, но сохранили плавучесть.
Роковым для них стал третий взрыв, состоявшийся 10 октября 1957 года. На этот раз по стоявшим в губе кораблям был сделан выстрел боевой торпедой Т-5 с ядерной боеголовкой. Торпедой стреляла подводная лодка, находившаяся на предельной дистанции, поэтому эпицентр взрыва был известен очень приблизительно. В действительности он оказался на 130 м ближе к кораблям, чем предполагалось. Взрыв торпеды произошел на глубине 35 м, в 240 м от «Грозного», который затонул почти мгновенно. Через 4 часа пошел на дно находившийся в 450 м от эпицентра «Разъяренный». «Гремящий» от эпицентра отделяло расстояние в 650 м; он остался на плаву, но получил значительный дифферент на корму. Чтобы снять данные с установленных на нем приборов, эсминец буксирами оттащили на мелководье и оставили там в полузатопленном состоянии. Любопытно, что смоделированная на «Гремящем» секция эсминца проекта 56, в отличие от других участков корпуса, сохранила водонепроницаемость, что наглядно подтвердило преимущество сварной конструкции перед клепаной.
В советском и российском флоте традиции гвардейского эсминца продолжил эсминец "Гремящий" (до 14 сентября 1988 года «Ведущий») — 10-й эскадренный миноносец проекта 956 «Сарыч» ,вступивший в строй 7 августа 1989 года. Служил он до 2007 года. Приказом Министерства Обороны СССР от 18 августа 1988 года ему было присвоено гвардейское звание.
Память о героическом корабле была увековечена в почтовых марках и юбилейных монетах.
Прославленный советский эсминец прошел всю войну на самом тяжелом театре военных действий,на Севере. Ослабленная конструкция корпуса в условиях северных штормов не помешала эсминцу заслужить гвардейское звание. Как говорится-корабли картонные,а люди-железные.
Необходимо отметить великолепную артиллерию "семерок" и хорошо проявившую себя систему ПВО,североморским эсминцам удавалось успешно отбивать налеты противника,сбивать и повреждать десятки самолетов врага.Кроме слабости корпуса кораблю ,конечно,не хватало дальности плавания,это неоднократно подводило наших моряков.
Главная работа Северного флота- сопровождение конвоев. Большая часть ленд-лиза шла северными конвоями. Проводка эсминцами "Марины Расковой"-уникальная операция по доставке неуправляемого судна в 10-12 балльный штурм двумя хрупкими корабликами с героизмом,мужеством и смекалкой моряков и пассажиров всех трех кораблей.Благодаря морякам продолжилась эффективная работа наших уникальных северных станций во время войны.
"Гремящий" даже в конце своей службы послужил Родине. Опыт применения ядерного оружия на море наш флот получил во многом благодаря ему. Славная и достойная судьба боевого корабля.
По серии "семерок",естественно,будут еще отдельные статьи,эти корабли заслуживают самого пристального внимания.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.