Чай и другие напитки
Одним из способов изучения исторических траекторий чая в этой книге является конкуренция с другими напитками, в частности, с различными популярными лекарственными отварами.
Например, во времена Тан мы можем увидеть победу южного напитка над тем, что было популярно среди пастушеских народов северных равнин: молочные напитки, такие как кумыс или йогурт (лао). Можно проиллюстрировать этот контраст в культурах напитков довольно приятным анекдотом, взятым из буддийского источника.
"Запись буддийских монастырей в Лояне" . В ней рассказывается о человеке по имени Ван Су, который был изгнан из своего родного штата Южный Ци и служил при дворе Северного Вэя. Сначала он не мог терпеть местный напиток из кислого молока (лаоцзян). Он предпочитал чай - здесь его называли "напиток минг" (мингжи; термин "минг") - и поэтому, как утверждает источник, он мог выпить целое ведро чая за один раз. Спустя годы он настолько привык к жизни на Севере, что мог с легкостью употреблять молочные напитки.
Император спросил его: "Как бы ты сравнил чай с ферментированным молоком?". На что Ван ответил в шутку: "Чай не совсем попадает в цель; он всего лишь раб по сравнению с ферментированным молоком". Интересно, что знаменитый текст благочестивого императора Лян Уди против употребления алкоголя или мяса также запрещает употребление молока, меда, сыра и сливок. Таким образом, может существовать буддийский аспект отношения к различным видам продуктов животного происхождения, так же как и более поздняя буддийская поддержка чаю.
Несмотря на то, что чай и молоко могли недолго конкурировать, существовала напряженность между чаем и креплеными напитками (джиу). Чай в Китае можно считать, как "другое" или, возможно, как "инь" к "янь".
С точки зрения их лечебные свойства, например, алкоголь считался согревающим, в то время как чай охлаждающим.
Чай и здоровье
Мы должны рассматривать влияние чая как первого широко распространенного лекарственного вещества в Китае, его появление, возможно, заменяет (или перекрывает) местные знания и вещества. Обратите внимание, например, на термин chayao (чайная медицина, или чай и лекарства), который часто встречается в литературе буддизма чань в эпоху династии Сун и позже.
Конечно, чай считался "напитком для сытной жизни" (yangsheng yinliao) в буддийском монастыре и в других местах, начиная с середины династии Тан. Это утверждение о свойствах чая необходимо понимать в более широком контексте идеалов и практик "питательной жизни" (yangsheng) - то есть, укрепления здоровья, а не борьбы с болезнями.
Чтобы привести мирской пример лекарственного использования чая, его использовали для полоскания рта - обычай, уже отмеченный поэтом Су Ши (1037-1101) через тысячу лет после Су председатель Мао каждое утро полоскал рот чаем (и, по словам врача, он страдал от ужасающих болезней зубов).
Эта практика, однако, не совсем удачная, так как чай на самом деле содержит фтор. В настоящее время утверждения о пользе для здоровья распития зеленого чая приходят на нас со всех сторон, и может быть трудно поверить, что любые традиционные китайские источники могли бы утверждать, что чай может быть на самом деле не так хорошо для людей.
Но в своем каноне Pure Off Southern Song для жителей горных районов, Линь Хун предупреждает об опасности для здоровья от неправильно приготовленного чая. Так как чрезмерное употребление чая может вызвать "брюшную каплю" или привести к разбуханию, как у лягушки. Подобные заявления об опасности чаепития были прямо противопоставлены Фей Вэнь, который был назначен губернатором Хучжоу (основной области выращивания чая) в 813г. в своем Комментарии к чаю (Ча шу): "Некоторые говорят, что чрезмерное употребление чая вызывает болезни. Я говорю, что это не так!" Что нужно знать о диете.
Работа по диетологии Цзя Мин конца династии Юань, рассказывает нам следующее: Чай на вкус горький и сладкий. Его природа холодная, но чай из Цзесе только слегка холодный. Непрерывное питье чая делает его тонким, вызывает потерю жира и уменьшает способность засыпать. Особенно вредно добавлять в чай соль или сопровождать его соленой пищей. Это все равно, что пригласить вора в свой дом. Нельзя пить чай натощак.
Прием чая во время еды, скорее всего, создаст ощущение раздутия. Чай следует пить, когда он горячий. Холодный чай способствует накоплению мокроты. Лучше пить меньше, чем больше. В области здоровья и хорошего самочувствия, тогда ценности чаепития, безусловно, были под вопросом, и не следует предполагать, что чай всегда считался здоровым выбором в традиционном Китае.
На фоне этих критических замечаний по поводу чрезмерного потребления и опасности сочетания чая с другими веществами, существовали и вполне хорошие отзывы об этом напитке.