Найти тему
Нетипичный Дипкун

"Бугатти" для борца с капитализмом

Становление советской автомобильной промышленности в период индустриализации пришлось на очень непростые годы — мировой экономический кризис вызванный Великой Депрессией 1929 года, отсутствие конструкторского опыта, технологий, инструментария, заводов.
В этих условиях и приходилось советскому руководству договариваться с капиталистами о помощи, и совсем не безвозмездной. Чтобы сократить вводную часть напомним, что Горьковский автозавод строили специалисты компании «Ford». Модельный ряд завода ЗИС создавался при помощи и не без влияния компаний «Ambi-Budd», «Autocar», «Packard».
При этом именно «ЗИС» на долгое время стал единственным в стране заводом, где делали легковые автомобили высшего класса — ЗИС-101(А) и ЗИС-102(А).
И только недавно выяснилось, что в этом ряду мог быть и «Bugatti»!
Справедливости ради надо сказать, что последнее весьма сомнительно, со своей знаменитой моделью «Bugatti 41» французский производитель обратился в советское торгпредство в 1933 году, когда на московском заводе уже шла подготовительная работа к производству первого советского лимузина, а деловые контакты с американцами были налажены.

Собственно, всё, на что хватило французов — это перекрасить знаменитый “Bugatti Type 41 Royale” в красный цвет и отправить в Россию с совершенно некомпетентным сопровождающим. В чём именно проявилась его некомпетентность — читайте ниже.
Автомобиль по прибытии во французское посольство перегнали на показ в Кремль. Как утверждают спустя десятилетия сами французы, если бы на показе не присутствовал Лихачёв, автомобиль могла бы ждать иная судьба, но в осмотре кроме него принимали участие следующие товарищи: В.М. Молотов, А.И. Микоян, С.Орджоникидзе и руководитель государственного автомобильного завода имени И.В. Сталина — Иван Лихачёв. И якобы директор ЗИСа намеренно "завернул" французскую машину.
Неприкрытое лукавство!

-2

На самом деле примечательно другое, что лучший друг советских автомобилистов тов. Сталин об этой машине не сказал ничего. Это покажется странным, но человек, который спустя годы решал судьбу таких машин как КИМ-10-50, Москвич-400 и ГАЗ-20 "Победа" именно о французском авто не сказал ничего. Ни слова.
Зато вот как писал об этой встрече в своих дневниках Вячеслав Молотов - «Машина у французов старая, кабина водителя не прикрыта даже мягкой крышей. Директор (Видимо, речь идёт о директоре «
ЗИСа », И.А.Лихачёве, прим. «Ангар №1») спросил французского представителя сколько стоит машина, сколько нормативных часов уходит на её постройку, велика ли доля ручного труда? Тот ответил немного уклончиво, но директор его настырно обо всём спрашивал и оказалось, что машина совершенно не подходит для конвейерного производства. Орджоникидзе, тот вообще, сказал что советским людям такое лучше не показывать, кузов будто карета, водитель под дождём, а пассажир в буржуазной роскоши. Сталин молчал. Шёпотом что-то спросил у Лихачёва. Я всё-таки согласился с Орджоникидзе...»

Одно время в печати фигурировали данные о том, что к дезавуированию французов приложили свою руку и «заинтересованные американские лица», но весомых доказательств этому нет, кроме предположений. Молотов о них не писал, да и кто пустил бы даже самых доверенных деловых компаньонов к закрытому показу в Кремле?
Видимо стоит верить написанному - французский автомобиль с заказным кузовом выходил очень дорогим и не был предназначен для массового производства. А советское руководство вполне готово было удовлетвориться сочетанием цена-комфорт по американскому образцу.
“Bugatti Type 41 Royale” вернули во Францию и перекрасили обратно в чёрный цвет, после чего он ещё несколько лет ждал покупателя. Впрочем, это совсем другая история.
Чёрно-белый снимок с демонстрационной площадки на территории Кремля ранее нигде не публиковался и предоставлен нам художником и коллекционером
Алексеем Чиргиным .