Найти тему

"Единственная " - "Коля, это совсем не то, что ты подумал. Не виноватая я, он сам ко мне пришел."

В 1972 г. известный советский писатель Павел Нилин написал небольшой рассказ под характерным названием "Дурь". Этот рассказ представляет собой исповедь молодого парня, шофера Коли Касаткина о том, как он рано женился на красавице официантке Тане Фешевой и у них родилась дочка Эльвира; как его призвали в армию и туда ему стали приходить письма от матери, братьев и сестры о том, что его жена ему неверна и неоднократно, и со многими "мужчинами с пристани"; как отслужив, он все-таки простил жену и начал жизнь с нею заново, но опять уличил жену в измене.

И развелся Николай с женой, женился второй раз на умной и красивой девушке, но никак не мог избавиться от привязанности к прежней жене, которая тоже его продолжает любить. И стал Николай пить, так как жизнь его зашла в тупик и выхода он никакого для себя не видит. С новой женой жить не может, а к старой возврата нет. Вот на этой безысходности и заканчивается рассказ.

По этому рассказу в 1975 г. советский режиссер Иосиф Хейфиц, выдающийся мастер психологической интеллектуальной мелодрамы, снял кинофильм "Единственная", по некоторым данным фильм должен был называться "Единственная любовь", но окончательное название несколько укоротили. Фильм имел большой зрительский успех, собрал в 1976 г. 32 млн. зрителей. Только вот у фильма очень большие расхождения с первоисточником.

Вот аннотация к фильму." Коля Касаткин, видевший в своей жене Танюше идеал женской прелести, нежности, доброты, любивший ее до самозабвения, оказался в растерянности перед досужими разговорами доброхотов об измене жены. При первом же необоснованном подозрении, возникшем у него, Николай потребовал развода. Продолжая любить друг друга, бывшие супруги в разлуке несчастны. Новая поспешная женитьба Касаткина не вернула ему душевного спокойствия. В ежедневных муках, в стремлении к прошлой жизни он потерял и свою давнюю мечту - жить и работать на Дальнем Востоке, где проходил службу в армии. Оба слишком поздно поняли, что любовь не прощает поспешных решений, что ее надо уметь хранить и защищать."

Ага, и что же видим? Оказывается, Коля в растерялся перед досужими разговорами доброхотов об измене жены и при первом же необоснованном подозрении, возникшем у него, потребовал развода. И после этого все мучаются - и Коля, и Таня, и новая жена Коли Наташа. А виновата во всем не Таня, чистая и верная жена, как она сама говорит бывшему мужу - никогда не найдешь себе такой бабы честной и чистенькой, а Коля с его поспешным решением и доброхоты с досужими разговорами.

То есть не интересно было Хейфицу снимать фильм в строгом соответствии с рассказом о том, что терпел мужик, терпел измены жены. Прошлое, в котором она во время его службы в армии водила пьяных мужиков из ресторана на пристани, где работала официанткой, простил и забыл. Внимания на рассказы маленькой дочери о том, какие хорошие были "дядя Шурик" и "товарищ Потапов", скрепя сердцем не обращал. Но жена ему все равно изменила при первой же его командировке с крашенным лысым старичком-бухгалтером.

Нет, это неинтересно. Нюансов и психологизма здесь маловато будет. И так все понятно - жена оказалась, по- русски говоря, женщиной с низкой социальной ответственностью, поломала из-за своей нимфомании жизнь себе, мужу и дочери. Сама в психушку из-за развода попала, а муж запил. В общем, кругом виновата и никакого к ней снисхождения быть не может.

А вот Хейфицу интереснее в такой ситуации сделать виноватым мужа. Поэтому все доказательства измен Татьяны, которые есть в рассказе, в фильме, где убираются, а где и сглаживаются. Ну, вот приехал муж из армии, а у порога сапоги стоят кирзовые мужские. Дочка Эльвира тут же и сообщила, что "дяди Шурика, который у них ночевал" это сапоги. Или поехал Николай в командировку, а права дома забыл. Приезжает в третьем часу ночи домой, а там жена и Борис Ильич, руководитель хорового кружка, где она поет.

Правда режиссер не показывает, чем они там конкретно занимаются, видна только реакция Коли, смотрящего в окно и в ярости разбивающего стекло. Да потом выбегает на улицу Таня и кричит в след уходящей машине:"Коля, я тебе все объясню!". В американских фильмах жена обычно в таких ситуациях говорит мужу:"Джек, это совсем не то, что ты подумал!"

Вот и зрителя режиссер пытается убедить, что эта Таня совсем не виноватая, ну ходят к ней мужики, ну что с ними поделаешь. А чтобы зритель себя в конец дураком почувствовал, Хейфиц сказал так: "Упрощённые мерки, с которыми мы порой пытаемся подойти к человеческой душе, так часто оказываются никуда не годными."

Но не только зрителю, но и актерам на площадке не понятен был вот такой "психологизм" режиссера. Любовь Соколова, игравшая мать главного героя, писала:" Как-то я снималась в фильме Иосифа Хейфица «Единственная», играла маму героя… Невестка связалась там со странным персонажем… Я все жаловалась: как же так, зачем она так сделала? А Хейфиц меня убеждал и как бы оправдывался: «Люба, ты пойми, это у нее темная любовь".

Во как - "темная любовь" оказывается у главной героини. К мужу у нее, так сказать, "светлая", а к любовникам - "темная любовь". И ничего тут не поделаешь, не виноватая она, у нее "темная любовь". Такая у нее "тонкая душевная организация". И вот, чтобы, так сказать, легализовать эту самую "темную любовь", режиссер пригласил на роль любовника, руководителя хорового кружка Бориса Ильича, Владимира Высоцкого.

В рассказе любовником Тани, с которым ее застал Николай был старичок-бухгалтер с пристани Костюков Аркадий Емельянович, который, учил Таню особо играть на гитаре в струнном кружке при клубе водников. "Сам - весь какой-то коричневый, с крашеными, как у женщины, волосами и слегка плешивый. Заметно при этом, что и плешь он закрашивает чем-то, чтобы она не бликовала."

В фильме же вместо старичка-бухгалтера появляется практически диссидент, непризнанный гений, с какой-то жизненной тайной, поломавшей ему жизнь, а тайные мужские страдания всегда вызывают у женщин сострадание, руководитель хорового кружка Борис Ильич. Тоже не самой первой свежести мужчина.

Сам Высоцкий об роли рассказывал так: "В этом фильме я играю странную для себя роль, первый раз я такое играю. Я играю там роль такого соблазнителя... Но не в полном смысле этого слова Дон Жуана, а он такой "обшарпанный соблазнитель". У него все вещи, вроде бы, хорошие, но только они были хорошими лет десять тому назад, а так у него все пуговицы оторваны, пиджак замшевый обшарпанный. Мне этот пиджак сшили в Доме моделей, а потом мы его долго, дружно, дня три тёрли песком и грязью... Носки промокшие, осенью ходит он в сандалиях. В общем, такой ненатуральный соблазнитель, но получается, что по ходу дела он должен соблазнять. Ну а чем он должен соблазнять? Значит, я там тоже пою песню…"

Вот поет этот таинственный человек такую песню, а сам весь такой обшарпанный, сандалии практически на босу ногу, носки драные, но гвоздичку, мятую и поломанную, из кармана достал и подарил. И, естественно, Таня тут же призналась, что ей цветы никто не дарил, разве что на 8 марта. А от песни той, от приобщения к культуре, Коля же шоферюга простой, а тут интеллигентный человек ею интересуется, Таня и поплыла.

Но тут Коля появился и застал Таню с Борисом Ильичем в недвусмысленной позиции. Как уж режиссер не смягчал акценты, но все тут понятно. Но пять же Коля виноват во всем, некультурный он. И цветы не дарил и на "жизненном" французском фильме, где Таня вся обрыдалась, сидел как каменный, не понимает он искусство.

А после такого - только развод. Сколько же можно прощать. И так вся мать со всей родней испереживались от такого Колиного позора. Но ведь и здесь виноват во всем Коля. Таня она, хоть и беспутная, но такая честная и чистенькая, что нигде и никогда Коля больше такой не сыщет.

И ведь что говорит:" Много горя я тебе, наверно, причинила? Но все ведь не со зла, наверно.  Наверно, не со зла. И хотя я, наверно, кругом виновата перед тобой, но  имей в виду, я любила все время только тебя одного. И никого другого,  наверно, уж никогда не полюблю. Наверно, никогда..."
И ведь что говорит:" Много горя я тебе, наверно, причинила? Но все ведь не со зла, наверно. Наверно, не со зла. И хотя я, наверно, кругом виновата перед тобой, но имей в виду, я любила все время только тебя одного. И никого другого, наверно, уж никогда не полюблю. Наверно, никогда..."

То есть, по мнению Тани, Коля предатель, и так же к нему, по мнению режиссера, должен относится и зритель.

Да, прямо, как в песне:"Пиковая дама, не любовь, а драма, от того и гибнет козырной валет". И ведь стал погибать Николай. Женился в отместку Татьяне. Свадьбу роскошную закатил. Квартиру ему дали. Жена образованная, учительница, умная, деликатная и красивая девушка. Живи и радуйся.

А радости нет. Пить начал, прогуливать работу стал, в вытрезвитель попал. И у Татьяны тоже никакой радости. Она в психушку попала. Прямо, как в пьесе, фильм появится через только через 4 года, "С любимыми не расставайтесь". Только вот отличие есть. Если Катя из "С любимыми не расставайтесь" в психушке впадает в истерику в связи с тем, что скучает по Мите, то здесь Татьяна просит не приходить к ней в больницу, так как Коля ей противен. Куда сразу любовь то вся делась?

А начальник Николая, товарищ Татаринцев, на все эти его закидоны прямо сказал - дурь это все, с жиру ты Касаткин бесишься, иди и займись делом.
А начальник Николая, товарищ Татаринцев, на все эти его закидоны прямо сказал - дурь это все, с жиру ты Касаткин бесишься, иди и займись делом.

То есть и Татаринцев ничего не понял. Он же, по мнению режиссера, должен был сказать - иди и проси прощения у Татьяны и будет тебе счастье, если она тебя простит. А он такой прямолинейный и совершенно не понимает, что не все так просто.

И пошел от начальника Николай, завел машину и отправился в рейс. Дорогая длинная, может что на ум и придет. Вот так завел Хейфиц зрителя в дебри своего психологизма, да там и оставил. Ну, то, что у него во всем виноват Николай, который развелся с этой святой женщиной - это понятно. А дальше то что? Татьяна на себя руки наложит, а Николай сопьется? Ведь исходя из логики фильма должно быть. Или нет?

Да, надо Николаю бросать все и всех и ехать одному на Дальний Восток, как он и собирался после армии. Там грибы, ягоды, охота, рыбалка, озера, реки, свежий воздух. Да и заработки больше, чем в его Подмосковье. И народ простой и душевный. А иначе пропадет.

Еще несколько статей о мелодрамах на нашем канале.

"Долгая счастливая жизнь"

"С любимыми не расставайтесь"

"104 страницы про любовь"

"Отпуск за свой счет"

"Мужики!"

Пишите комментарии

Ставьте лайки

Подписывайтесь на наш канал

Российская литература
0