Опасная для жизни утрата реальности в нуаре
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Традиция опасной, но влекущей тьмы была продолжена в фильме Роберта Сьодмака «Убийцы». Эта лента, вышедшая на экраны в августе 1946 года, была вольной экранизацией рассказа Э.Хемингуэя. Настолько вольной, что от одноименного рассказа осталось только первые 20 минут действия фильма. Остальной час создатели ленты как бы додумывали, почему же все-таки могли произойти события первых двадцати минут.
Действие киноленты начинается на ночных улицах небольшого города. Едет автомобиль, зажженные фары ярко освещают дорогу. В местечко под названием Брентвуд (Нью-Джерси) прибывают два очень сомнительных типа. Это наемные убийцы, которые ищут Оле Андерсена по кличке «Швед».
Эти громилы вваливаются в местную закусочную, где до полусмерти запугали персонал и нескольких посетителей. Они узнают адрес, по которому проживает Оле, и направляются туда, чтобы расправиться с ним. Один из друзей Андерсена спешит со всех ног, чтобы предупредить его об опасности. Но Оле отказывается скрываться и флегматично остается лежать на кровати в темной комнате.
Он не хочет бежать или вызывать полицию, а лишь бросает: «Однажды я оступился». Через несколько минут киллеры расправляются со «Шведом». Полиция никак не реагирует на это убийство, интерес к нему проявляет лишь страховой агент Джим Риардон. Он хочет понять, почему «Швед» завещал свои средства малознакомой ему горничной из небольшой гостиницы.
Распутывая эту историю, он знакомится с судьбой Андерсена, который первоначально был боксером, затем начал вращаться в криминальных кругах, а потом и сам стал жертвой. Основу фильма составляют одиннадцать флешбэков - воспоминаний разных людей, которые вплетены в общую канву повествования.
Возвращение в прошлое не имеет четкого хронологического порядка, что в некоторой степени роднит «Убийц» с таким культовым фильмом как «Гражданин Кейн». Тьма играет большую роль в этих флешбэках, так как большая часть из них посвящена воспоминаниям о «ночной жизни» Оле Андерсена.
Это относится к завершению его боксерской карьеры, к празднику, на котором он знакомится с соблазнительной Китти, к пребыванию в тюрьме, когда он взял на себя вину девушки, к планированию крупного ограбления.
Кроме этого ночь буквально врывается в окно гостиницы, когда «Швед» пытается покончить жизнь самоубийством, от чего его удерживает случайно зашедшая в номер горничная. Дневные сцены, напротив, посвящены мирному труду, когда «Швед» работает на заправке.
То есть можно однозначно утверждать, что Сьодмак сделал ночь временем преступлений, соблазнов, обмана, разочарований. В итоге Оле Андерсена был полностью объят мраком. Не имея возможности вырваться из тенет ночи, он становится её жертвой и гибнет.
Сцена гибели «Шведа» является, наверное, самой показательной во всем фильме. У него есть возможность скрыться от убийц, но он кажется настолько уставшим и раздавленным, что даже не встает с кровати. Он с мучительным ожиданием смотрит на закрытую дверь, контур которой выделается в темноте.
«Швед» слышит, как наемники поднимаются по лестнице, как они прислушиваются к тому, что происходит в комнате. Андерсен видит их фигуры, как тени, которые перекрывают свет, пробивающийся под дверью. Дверь распахивается, в светлом дверном проеме видны две тёмные фигуры (после этого контровое освещение станет визитной карточкой нуара).
Раздаются выстрелы, на доли секунды вспышки выхватывают из тьмы лица убийц. Оле Андерсен гибнет – сам он пребывает во тьме, но на свет выпадает кисть его руки. В сцене не показаны ни кровь, ни изуродованное тело, но смерть все равно не престает быть пугающей и беспощадной.
В большинстве кино-нуаров действуют не конкретные люди, а просто теневые фигуры (взять хотя бы сцену избиения из фильма С.Фуллера «Другой мир США»). Тень как отражение человека ещё раз демонстрирует противопоставление реального и воображаемого, что опять отсылает нас к «полярной топологии» раннего нуара. Не удивительно, что в нуарах 40-ых очень часто появляется зеркало, как символ неявного мира.
В фильме «Джонни Игер» (1941) зеркало находится близ окна, откуда видно азартное заведение. Оно демонстрирует обстановку в кабинете преступного воротилы, старательно изображающего на проверках по УДО прилежного и раскаявшегося гражданина.
В сцене знакомства из «Двойной страховки» роковая блондинка пристально изучает Неффа как предлагаемую жертву не прямым взором, а через отражение в зеркале. В «Печати зла» зеркало вызывает замешательство капитана Квинлана. В зеркале появляется считавшаяся погибшей героиня фильма «Луара».
В «Бульваре Сансет» (1950) теряющая связь с реальностью Норма Десмонд (в исполнении Глории Свенсон) окружает себя «зеркальными» портретами и утешается письмами от мнимых поклонников. Эта стареющая актриса пристально рассматривает себя на экране в немых фильмах, звездой которых она когда-то была. Немая черно-белая картинка подобна тени, она тоже как бы говорит о том, что граница между светом и тьмой может быть призрачной.