Найти в Дзене
Что ждать от власти?

Высоцкий не терпел, когда его называли бардом

Высоцкий терпеть не мог, когда его называли бардом. По свидетельству Юнгвальд-Хилькевича он вообще не принимал этого слова: «Я высказал Володе своё восхищение. Тогда и возникла тема, кто он – бард или нет? Высоцкий жёстко сказал: «Я не бард. Я профессионально поющий актёр Театра на Таганке».

В наше время, как только ни определяют статус Высоцкого – бард, шансонье, менестрель. А он себя никогда так не называл. Представлялся: «Я занимаюсь авторской песней – сам пишу тексты, мелодии, сам исполняю. Это неумирающее искусство, оно началось очень давно, много-много веков назад. У нас – среди акынов, а у них – среди всяких Гомеров. У нас с гуслями ходили и пели песни. У авторской песни есть история, традиция, поэтому я и предпочитаю заниматься именно ею, хотя мне в последнее время часто предлагали выступать со всевозможными ансамблями и оркестрами».

Галич, кстати, не терпел, если его называли бардом, всегда жёстко поправлял: «Я поэт».

Михаил Державин заметил: «Бард – нехорошее, неподходящее слово. Это штамп уже просто стал!» Юнгвальд-Хилькевич добавляет: «Общество бардовской песни Володя ненавидел и всячески от них отбрыкивался. Он не считал себя самодеятельным автором. Причисление к бардам его унижало. Он хорошо относился ко многим из них, но ненавидел их за то, что они хотели держать его за своего».

Композитор, певица Луиза Хмельницкая добавила штрих: «У меня своё отношение к бардам. Володя туда настолько не относится, – ну, это же просто смешно. Я, как музыкант, считаю, что барды не должны петь на больших сценах. Это попевки, напевки, их у костра петь надо. Но Володя-то почему в этом списке?!»

Вообще тогда – в начале 60-х годов – растворилась грань между: это профессиональные певцы, композиторы, а это любители. Авторами песен стали литераторы, геологи, актёры, учителя. Песенное направление, основанное на несложном гитарном сопровождении стало противовесом официальной эстрадной песне. Главным в авторской песне стала не музыка, а стихи. Городницкий считает, что выражение авторская песня придумал Владимир Высоцкий, чтобы подчеркнуть, что в этой песне все делает один и тот же человек: сам придумывает стихи и мелодию, сам поёт.

В 1963 году журналистка Алла Гербер опубликовала в «Юности» статью, в которой авторов этих песен назвала бардами и менестрелями, оттуда и пошло это пошлое определение. Официальная пресса, и прежде всего комсомольская, сразу же принялась воевать с авторской песней, присвоила этому направлению снисходительное название самодеятельная, решительно отказав этим унижающим термином авторам в какой бы то ни было профессиональности. Смешно: считать Булата Окуджаву или Новеллу Матвееву самодеятельными поэтами, а Владимира Высоцкого или Юлия Кима самодеятельными исполнителями. Как нельзя назвать Евстигнеева, Даля или Фрейндлих звёздами – они много выше этого пошлого слова, так и к Высоцкому, Киму, Галичу, Окуджаве, многим другим не приклеишь этикетку «бард».

Вознесенский назвал Высоцкого шансонье. Несусветная фальшь в этом слове, нечто кокетливое, не сочетается с мужественным образом Высоцкого.

Но, с другой стороны, уж слишком громоздкое словосочетание – исполнитель авторской песни. Не родил русский язык слова для обозначения такого феноменального явления, как Высоцкий, Окуджава, Галич… Не акынами же их в самом деле называть, и уж тем более не гуслярами. Высоцкого тоже занимал этот вопрос: «Может быть, в будущем всё вместе это будет называться каким-то одним словом, и тогда я вам скажу: «Я себя считаю вот этим-то». Вот и наступило будущее, о котором говорил Высоцкий, а слова так и нет. Впрочем, погодите, погодите, есть такое слово. Точно и исчерпывающее обозначающее явление. Слово это – Высоцкий. Или – Окуджава. Или – Галич. И Городницкий. И Визбор. И Никитины. И два слова – Юлий Ким, Новелла Матвеева.

-2

Сам Высоцкий в интервью 1967 года так определил жанр своего искусства: «Наши песни в основном играются. И это песни, в которых слушается текст, воспринимается содержание. В песнях же эстрадных… я не хочу огульно охаивать все… когда слушаешь, не воспринимаешь текст. Например, песня «Я случайно забежал за поворот» – это кошмар. Хотя и хорошая мелодия. Там «На тебе сошёлся клином белый свет» повторяется пять раз…» Он так и говорил слушателям: «А сейчас я покажу свою новую песню». Не спою, не исполню – покажу!

Барды
3041 интересуется