Найти тему
Земский логопед

Билингвизм: доводы за и против.

Одним из самых модных направлений в образовании является билингвизм. Многие дошкольные учреждения предлагают услуги по обучению детей на двух языках, создавая билингвальную языковую среду. На сегодняшний день существуют две разные точки зрения на этот счет: одна сторона говорит, что в современном мире невозможно без второго языка, а другая сторона указывает на вред такого подхода. Попробуем рассмотреть эти две полярные точки зрения, чтобы прийти к общему выводу.

Из истории изучения билингвизма нам известно, что результаты исследований разнились. В 1930-1950 годах, дети-билингвы, принимавшие в исследованиях участие, имели проблемы с освоением школьной программы. Однако, уже 1962 году Элизабет Пилл и Уоллэс Ламберт провели исследование в Монреале, где сравнили детей-билингвов, которые говорили на английском и французском, и детей, которые говорили только на французском языке. Результаты исследования показали, что дети-билингвы справляются лучше с предложенными невербальными задачами относительно детей, говорящих на одном языке. Так почему же так получилось, что эксперименты показывали разные результаты?

Ответ нашелся, когда в исследовании приняли участие дети – билингвы, говорящие на языках с разными системами письменности. В эксперимент пригласили участников, говорящих на английском и китайском языках. Оказывается, что проблемы с освоением грамматики и лексики появляются в тех случаях, когда языки, на которых говорит ребенок, не являются родственными. Также процесс усложняется применением разных фонем. Если говорить о результативности детях, которые знали два родственных языка (английский и французский, например), то здесь исследователи зафиксировали вспомогательный эффект двуязычия. Именно этим важным моментом была обусловлена разница между результатами экспериментов.

Что касается когнитивных способностей, то ученые не нашли значимых отличий. Небольшая разница была зафиксирована во внимании. У билингвальных детей произвольное внимание может удерживаться дольше, не взирая на отвлекающие факторы. Объяснить это можно тем, что в процессе общения двуязычные дети часто находятся в ситуации выбора: «На каком языке уместно сейчас ответить?». Они вынуждены обращать внимание на контекст ситуации. Также, как правило, у них больше объем внимания, так как изначально они мыслят на двух языках, а значит удерживают в голове сразу две речевые конструкции. В остальном двуязычные дети мало чем отличаются от моноязычных, поэтому нет основания говорить о том, что билингвизм необходим для развития мозга.

Есть еще один интересный эффект билингвизма, зафиксированный учеными. Длительный научный эксперимент показал, что люди, говорящие свободно на двух или нескольких языках, встречались с первыми симптомами болезни Альцгеймера или старческой деменцией намного позже относительно моноязычных людей. Известно, что болезнь находится в мозге и поражает его. Однако пациенты с билингвизмом могут функционировать сравнительно нормально на протяжении более длительного периода. Присутствует компенсирующий эффект. Это важная находка, и она повторялась во многих исследованиях.

Подводя итоги, можно сказать, что использования двух языков в быту – хороший «фитнес» для мозга. Он позволяет поддерживать себя в форме на протяжении всей жизни, однако нет никаких подтверждений исследованиями по поводу того, что дети-билингвы качественно лучше справляются с когнитивными задачами или, наоборот, имеют сложности в обучении. Русскоязычным родителям важно принимать во внимание тот факт, что чаще всего дети изучают романскую группу языков: немецкий, английский и французский. Перечисленные языки не являются родственными нашему родному языку, а это обозначает, что эффект «подкрепления» знания грамматики и лексики ждать не приходится.

И самое главное напутствие для родителей: любое обучение ребенка должно быть в удовольствие, поэтому, прежде всего необходимо ориентироваться на предпочтение ребенка!