Первый Фолиант Шекспира (1623), первое собрание его пьес и единственный источник для половины из них (включая "Макбет", "Антоний и Клеопатра", "все хорошо, как вам нравится" и "буря"), является одной из самых ценных книг в мире: Пол Аллен, соучредитель Microsoft, недавно заплатил 6 миллионов долларов за экземпляр.
Неожиданное открытие первого фолианта Шекспира в публичной библиотеке одного из северных французских городов вызвало вопросы о том, сколько из них было первоначально напечатано (по оценкам, 750), сколько существует до сих пор (сейчас 233) и как часто такие книги появляются на свет. Если недавняя история является каким-либо руководством, то ответ на последний вопрос, по-видимому, дается раз в шесть лет.
В 2002 году Лилиан Фрэнсис Коттл из Тоттенхэма, Северный Лондон, умерла без завещания, и среди ее вещей была найдена потрепанная копия первого фолианта. А в Вашингтоне, округ Колумбия, В 2008 году безработный, самозваный "фантаст" по имени Рэймонд Скотт вошел в библиотеку Фолджера Шекспира с экземпляром, который он якобы приобрел у одного из телохранителей Фиделя Кастро. Первый Фолиант, о котором идет речь, оказался украденным из Даремского университета, и яркого вида Скотт, прибывший на суд в запряженной лошадьми карете, одетый во все белое, с сигарой в одной руке и чашкой лапши быстрого приготовления в другой, читая строки из шекспировского "Ричарда III", был осужден за кражу и заключен в тюрьму).
И в самом последнем открытии, ровно шесть лет спустя, Реми Кордонье, библиотекарь из Сент-Омера, Франция, определил неправильно каталогизированную коллекцию пьес Шекспира как оригинальный первый Фолиант. Эта книга веками хранилась в библиотеке иезуитского колледжа Сент-Омера, прежде чем ее унаследовала городская публичная библиотека. Но поскольку на обложке отсутствовал титульный лист и не было никакого опознавательного заглавия, долгое время считалось, что это относительно бесполезная перепечатка, пока Кордонье не заинтересовался Томом и не вызвал меня, чтобы удостоверить его подлинность.
Вот уже более ста лет предпринимаются значительные усилия для определения того, сколько экземпляров этой редкой книги все еще существует. Британский ученый Сидней Ли В 1902 году опубликовал книгу "комедии, истории и трагедии: перепись дошедших до нас экземпляров“, в которой справедливо утверждалось, что это" первая систематическая попытка установить количество и местонахождение дошедших до нас оригинальных экземпляров первого фолианта Шекспира."Ли обнаружил 152 экземпляра и позже был посвящен в рыцари за свои усилия.
Неутомимая работа Британского охотника за фолиантами Энтони Джеймса Уэста в 1990-х годах привела к открытию еще 80 экземпляров. В нашей переписи 2012 года "первые фолианты Шекспира: описательный каталог" мы с Уэстом подробно описали 232 экземпляра, известных в то время, полагаясь по возможности на непосредственные проверки, проведенные нами самими или нашими коллегами-исследователями.
Любопытно, однако, что несколько копий, записанных ли, исчезли с 1902 года. Во время Великой Депрессии один нью-йоркский продавец обуви стащил копию из Уильямс-колледжа (который в конце концов вернул ее в пьяном угаре, опасаясь, что она может попасть в руки Адольфа Гитлера). Еще один экземпляр, украденный из Манчестерского университета в 1972 году, так и не был найден.
Хотя кражи институциональных копии, как правило, хорошо разрекламированный, в нескольких частных первым фолианты, тихо исчез. Несмотря на два десятилетия поисков, наша исследовательская группа не смогла найти никаких следов копии, которая принадлежала генерал-майору Фредерику Эдварду Сотби из Нортгемптоншира (который был в семье Сотби с 1700 года). Титульный лист из копии, принадлежащей Россу Р. Уайнансу, Эсквайру. Балтимор каким-то образом попал в первый фолиант, который сейчас находится в Университете Карнеги-Меллона, но сам фолиант Росса исчез.
Экземпляр, принадлежавший Лорду Зуше из Пархема, был отправлен на хранение в Британский музей в 1900 году, и библиотекарь подтвердил Сидни ли, что “фолиант Шекспира Зуша находится здесь вместе с его книгами, о которых мы заботимся. - Они, кажется, не следили за ним внимательно: копия с тех пор пропала.
А через шесть лет после того, как Ли опубликовал свою перепись, писатель Томас Харди написал ему, что “мистер [Альфред карт] де Лафонтен, мой сосед в Дорсете, является счастливым обладателем первого фолианта Шекспира, который он хотел бы вам показать. Ваше мнение по этому поводу будет высоко оценено им и очень интересно для меня.”
В 1899 году тот же Альфред карт де Лафонтен выступил с докладом о недавней реставрации своего поместья в дорсетском клубе любителей естественной истории и антиквариата. Его слушатели, собравшиеся “под сенью прекрасного кедра“, слышали, как Лафонтен подробно описал проделанную им работу в доме и саду; он описал длинную галерею или библиотеку и выделил два самых ценных предмета:” пару сапог, которые носил король Карл I, когда был мальчиком “и "очень красивый фолиант Шекспира".”
Несмотря на эти письменные свидетельства, копия Лафонтена так и не была обнаружена.
Так что, хотя находка копии Сент-Омера пополнила число известных копий, можно только сожалеть, что по крайней мере полдюжины из них каким-то образом ускользнули от нас.
С другой стороны, всегда есть шанс, что через шесть лет один из них объявится.