Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

Как приучить особого ребёнка к горшку (для родителей алаликов и аутистов)

Оглавление

Горшок нередко становится больной темой и для родителей обычных детей, что уж говорить про особят.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Мы начинали приучение три раза. Я вычитала в интернете, что ребёнка можно приучать в среднем в районе полуторалетнего возраста, купила горшок и стала заниматься вопросом. Но... у нас ничего не получилось. Сын одевал его на голову, играл с ним, пинал, но совсем не понимал для чего, собственно, нужно это приспособление. Высаживания не работали - долго сидеть он мог только с мультиками, что приводило к тому, что даже если он что-то в горшок и делал, то из-за мультиков не замечал процесс и не понимал, почему я его хвалю.

Промучившись так несколько недель, я отложила эту тему до 2 лет. Но... в 2 года история повторилась. И только с третьего раза, в 2,8 у нас наконец-то поучилось освоить горшок, причём всего за несколько мокрых дней!

В чём была моя ошибка? В первую очередь в том, что я хотела от ребёнка с незрелой нервной системой слишком многого. Я хотела чтобы он контролировал себя, в том время как он в первый и второй раз даже не замечал, что ходит в мокрых и грязных штанах.

Но вот к возрасту 2,6 мы с мужем увидели, что сын заметил мокрые штаны. Приучение, правда, всё равно отложили до наступления тепла. И в 2,8 наконец удалось объяснить сыну, что надо делать.

Отсюда вполне очевидный вывод: чтобы приучение было максимально успешным, ребёнок должен замечать, что он мокрый. Поэтому нужно устраивать если не дни без памперса, то хотя бы часы.

Как выглядел процесс приучения у нас

Я садила игрушечного мишку и подливала водичку в горшок. Потом мишку очень хвалила и гладила. Сын спектаклем заинтересовался, на горшок садился, но не понимал как сделать так, чтобы "полилась водичка".

Тогда я вычитала в интернете и применила одну хитрость. У детей с нарушениями развития вообще плохо развито чувство собственного тела. Мочеиспускание и дефекация - естественные и, казалось бы, знакомые вещи с рождения, особые дети замечают и контролируют плохо, потому что плохо чувствуют "когда пора".

Более того, приучение к горшку идёт трудно, так как желание сходить в туалет у ребёнка появляется не так часто. А когда появляется, то это фактически минутное дело - раз и всё. То есть, мы имеем меньше возможностей для практики и закрепления результата.

Однако родителю вполне по силам без вреда для здоровья "обострить" ощущения ребёнка. Нужно при приучении к горшку давать больше жидкости. Если ребёнок у вас не водохлёб от природы, то усилить жажду можно, давая на перекус что-то солёное: крекеры, соломку, арахис.

Давая ребёнку много жидкости, вы убьёте двух зайцев одним выстрелом: ребёнок будет хотеть в туалет чаще, то есть будет больше возможностей для отработки навыка. А поскольку наполнение мочевого пузыря будет идти быстрее, ощущения и позывы им будут лучше ощущаться.

Вариант с усилением ощущений может подойти даже если ваш ребёнок пока не замечает мокрых и грязных штанов, так как из-за дискомфорта шансы, что он наконец обратит внимание на происходящее, повышаются.

В общем, я стала поить сына чаще. Так как из-за частого питья сын часто хотел в туалет, мне не надо было дежурить возле него часами с мыслью "Ну когда же?". Мне удалось достаточно быстро отловить его несколько раз в самом начале процесса и высадить на горшок, чтобы он хотя бы частично сходил туда.

После каждого раза я усиленно хвалила Лёву и обнимала. Это давало ему ощущение, что он всё делает правильно. В итоге уже к концу первого дня сын несколько раз самостоятельно садился на горшок.

На следующий день горшечный навык удалось закрепить ещё сильнее с помощью мужа, который показывал ему что делать личным примером. Да, я понимаю, что этот вариант может вызывать у некоторых родителей смущение, но даже особые дети лучше всего учатся через подражание родителям. Особенно, если это родитель того же пола.

В общем, в результате всех этих манипуляций мы уже на третий день начали ходить на горшок без промашек.

Как приучить к туалету ребёнка с аутизмом

Мой сын алалик. У алаликов много схожих проблем с аутистами. Но всё же с алаликами проще, так как они реагируют на похвалу и изначально настроены на контакт, хоть его и всё равно нужно отлаживать.

Для детей с аутизмом похвала может быть недостаточным стимулом - из-за нарушений коммуникации межличностные отношения для таких детей не слишком ценны. Поэтому ребёнку может быть всё равно, хоть как вы будете его хвалить. Но я посмотрела советы от ABA-терапистов и могу сказать, что тут тоже есть свои методы.

  • Во-первых, специалисты рекомендуют приучать аутистов сразу к унитазу. У них негибкое мышление и если вы приучите ребёнка к горшку, то у него укрепится мнение, что свои дела можно делать исключительно на горшок. Переучить на унитаз потом будет тяжело.
  • На период приучения к туалету надо выделить то, что лучше всего мотивирует ребёнка. Как я уже писала выше, похвала для аутистов часто недостаточная мотивация. Поэтому задабриваем материально. Это может быть просмотр мультика, какое-то вкусное печенье, наклейки, в общем то, что приносит ребёнку исключительное удовольствие. Малыш должен получать эту награду исключительно за какие-то подвиги в отношении походов в туалет. Просто так поощрение давать нельзя.
  • Если ребёнок не реагирует на словесные инструкции, могут помочь карточки PECS с инструкциями. Выглядят они вот так:
изображение из открытых источников
изображение из открытых источников

Чтобы ребёнок лучше понял последовательность действий, можно от одной карточки к другой нарисовать стрелку. В конце всех действий можно добавить фотографию поощрения (печенья, мультика и т.д.), чтобы ребёнок понимал, что за все эти действия его будет ждать награда.

  • Ориентируйтесь на ребёнка. Некоторые аутисты относительно без проблем начинают ходить в туалет. С другими сработает только постепенное приучение. Сначала может понадобиться, чтобы ребёнок привык, ориентируясь на таймер, просто находиться в туалете какое-то время. Потом, чтобы привык в одежде сидеть на унитазе. Потом без одежды. Все эти действия тоже должны получать поощрение! И вот когда вы добились успехов с с пребыванием и высаживанием, можно попробовать поить водой и высаживать по делу.
  • Могут не работать вопросы: "Ты хочешь в туалет?". Вместо этого на период обучения берите инициативу в свои руки и говорите однозначную фразу "Пора на унитаз".

Важные моменты

Не ругайте ребёнка

А ещё не вздыхайте, не причитайте, в общем, никак эмоционально не акцентируйте внимание, если он описался или испачкался. Просто молча переодеваем, показываем на горшок, на грязные штаны и спокойно напоминаем короткой, понятной фразой: "Надо на горшок/унитаз".

Почему не стоит ругать ребёнка и акцентировать внимание? Вариант с пожурить неплохо работает на детях с обычным развитием. Но у особых детей особая реакция. Из-за негатива ребёнок может начать до истерики отказываться от горшка. И это ещё не худший вариант: дети, которые не понимают речь, могут не понять, что конкретно вы хотите и подумают, что вы ругаетесь, чтобы он не походил к горшку. В итоге они начнут делать все свои дела куда угодно, но не в горшок.

Только положительные слова и эмоции

Я выше написала, что нам удалось приучить ребёнка за несколько дней. Дальше мы закрепляли этот навык. И неделю всё шло хорошо, пока мы с мужем не оставили сына на полдня бабушке.

Сын сходил на горшок и наша бабушка, убирая, без задней мысли, просто так сказала: "Фу, какие каки" (простите за подробности). В общем, следующие две недели мы развлекались тем, что бегали за сыном, снова пытаясь приучить его ходить по-большому не в штаны. Из-за слов бабушки сын подумал, что он делает что-то ужасное, прятался по углам и шкафам и упорно отказывался садиться обратно на горшок.

Стоило отвернуться на полминуты, он тут же ловил момент и в штаны. В итоге мне пришлось пойти на кардинальные и не совсем однозначные меры. Я поставила ему микролакс и, зная, что ему надо, высадила через 10 минут. Из-за микролакса он терпеть уже не смог. Маленькую победу я опять закрепила бурной похвалой, показав ребёнку, что он всё делает правильно, и всё наладилось.

В общем, не делайте таких глупостей. Даже не ругань, а всего одно маленькое негативное слово может запороть всё дело. Наша бабушка казалось бы ничего такого и не сказала, а на сына её слова произвели неизгладимое впечатление и стоили нам вот таких танцев с бубном.

Приучайте только когда в доме тепло

Думаю, это правило все знают, но не лишним будет напомнить. В холоде больше вероятность, что ребёнок простудит мочевой пузырь и всё обучение пойдёт насмарку. Цистит может вызвать боли и недержание даже у взрослого, что уж говорить про ребёнка, у которого из-за неприятных ощущений может начаться негативизм по отношению к горшку.

Отложите приучение, если ребёнок болен

Плюс дайте две недели на восстановление после болезни.

Обучение горшку должно проходить на фоне полного здоровья, так как болезнь забирает у ребёнка слишком много сил. В итоге сил на обучение туалету и контролю за этим процессом у ребёнка просто может не быть.

Наблюдайте за здоровьем

Если вы уже всё перепробовали, долго учите ребёнка, а он всё никак не учится, при этом в принципе понимая, что вы от него хотите, то имеет смысл посетить невролога и уролога. Возможно, у ребёнка есть проблемы со стороны здоровья и сколько бы вы не бились, вы не добьетесь результата пока их не устраните. Что это могут быть за проблемы?

  • Вялотекущие инфекции без ярких проявлений - циститы, баланиты. Вы не увидите, а врач может заметить на осмотре или по анализам;
  • Дисфункция мышц тазового дна вообще никак не видна, но ведёт к недержанию. Лечится препаратами, правильным питанием и специальными упражнениями;
  • Наличие камней и песка в почках может вести к сильным позывам и недержанию мочи. Оценивается на УЗИ и по анализам мочи;
  • Упорные запоры нередко ведут к недержанию кала, так как из-за них у кишечника снижается чувствительность. В результате ребёнок не понимает когда "пора". Налаживается диетами, слабительными.

Также, по личному опыту могу сказать, что если у вас ребёнок-аллергик и в следствие аллергии вам приходится давать антигистаминные препараты, у них бывает побочный эффект в виде нарушения мочеиспускания. У нас именно на фоне лечения антигистаминами до сих пор бывают незначительные "промахи", которые проходят при отмене этих лекарств.

В любом случае, сколько бы не длилось приучение, помните, что время идёт и при упорной работе оно всегда на вашей стороне - ребёнок обязательно всему научится.

Спасибо, что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал :)

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Как научить ребёнка повторять действия за вами (для родителей аутистов и алаликов)

Игрушки, которые не стоит покупать алаликам и аутистам

Как я научила сына отзываться на имя (для родителей алаликов и аутистов)