Найти тему
GoodArt

Хуго Симберг: художник из ада и рая

Оглавление

Ангелы и демоны

В одном из писем из Лондона Симберг упоминает фигуру Эммануила Сведенборга, шведского мистика, который умер в столице Великобритании. Этот философ 18-го века вошел в историю как библейский толкователь и автор многих богословских текстов, в которых он описал существование параллельного мира, полного ангелов и дьяволов. Хотя нет никаких доказательств того, что Симберг читал книгу «Рай и ад» он, безусловно, был знаком с учением шведа, которому многие скандинавские художники конца века уделяли много внимания, в том числе Аксели Галлен-Каллела.

Нина Коккинен упоминает в своей статье о связях между Симбергом и Сведенборгом, что работа этого художника имеет много общего с текстами мистика восемнадцатого века. Уже во время своего помощничества в студии Галлен-Каллели Хуго нарисовал своего первого демона. Я говорю о картине Мруз , в которой олицетворением названия мороз является существо с большими ушами, которое сидит на снопе сена и зевает холодным воздухом по всему полю. Это была картина, демонстрирующая характерный стиль художника. Отличается в первую очередь плоским цветным пятном, окруженным тонким контурным рисунком, а также темной палитрой на основе земных цветов.

https://www.pinterest.ru/pin/314266880232485672/
https://www.pinterest.ru/pin/314266880232485672/

Первые дьяволы и ангелы начали появляться в картинах Хуго в 1890-х годах, но доминировали в творчестве художника в новом столетии. В 1896 году на распутье, наивная композиция, изображающая нарисованную сзади фигуру, которую ангел и дьявол тянут руками в двух противоположных направлениях. Это отсылка к известному мотиву ангела и дьявола, сидящего на плечах и шепчущего на ухо противоречивую поддержку.

Ангел, фигура с крыльями в белом, изображенная в виде белых цветов на некоторых картинах, всегда является воплощением добра, невинности, надежды и даже веры в творчество Симберга. В свою очередь, дьяволы - это черные существа с рогами и длинными хвостами, часто с уродливыми, искаженными лицами, связанными с грехом, злом, искушением и ошибкой. Важно отметить, что ангелы и дьяволы Симберга чаще всего принимают форму детей. Самые молодые часто появляются также в более поздних портретах и ​​жанровых сценах.

Тем не менее, символ добра и надежды в самой известной картине Хуго Симберга ранен. Холст Раненый ангел изображает двух мальчиков в деревенских костюмах, несущих раненого ангела на носилках.

https://www.pinterest.ru/pin/381257924691549006/
https://www.pinterest.ru/pin/381257924691549006/

Их темные костюмы и мрачные лица контрастируют с яркостью и ранимостью ангела, изображенного в виде светловолосой девушки в белом платье. У ангела повязка на голове, а белые крылья испачканы кровью. Хотя точно не известно, что случилось с названием «Раненый», настроение картины не выглядит таким печальным или драматичным, как может показаться.

Девушка держит в руках букет подснежников, связанных как символ весны, и, таким образом, надежды на свежую и новую жизнь. Изображение было создано сразу после того, как Симберг вылечил себя от менингита, хронического заболевания, которое он перенес после поездки в Новую Зеландию. Поэтому некоторые интерпретации картины фокусируются на этих событиях, предполагая, что раненый автор, возможно, сам был раненым ангелом. Другие считали это национальной символикой, потому что тенденция национального романтизма была очень популярна в Финляндии на рубеже веков.

Финско-шведский художник неоднократно подчеркивал свою финскую самобытность, поэтому ангела интерпретировали как символ угнетенной Россией Финляндии. Возможно, по этой причине финны выбрали "Раненого ангела" как их любимую картину, когда Атенеум попросил зрителей выбрать национальную живопись в 2006 году.

Религиозный художник?

С другой стороны, если бы раненый ангел считался символом веры, образ стал бы религиозным образом. Однако трудно сказать, до какой степени Хуго Симберг был верующим. Из писем, отправленных семье во время учебы в Хельсинки, мы узнаем о религиозных обязательствах молодого человека, который много времени проводит в евангелической церкви Санкт-Аугсбурга в столице Финляндии. Позже он будет очень тронут комиссией по внутреннему убранству собора Тампере, начиная с 1904 года с фрески, повторяющей мотив Раненого ангела .

В 1904-1906 годах был создан фресковый Сад Смерти , который представляет собой репродукцию картины на холсте, которую художник написал в 1896 году во время своего пребывания во Франции. Композиция состоит из трех мрачных скелетов в черных костюмах, которые заботливо и целеустремленно ухаживают за растениями в деревянных ящиках. Один из мрачных жнецов изображен с лейкой, другой обнимает разбитые цветы, а третий отступает к зрителю, поглощенный его обязанностями.

Хотя Симберг редко объяснял большую часть своих картин, он оставался убежденным, что растения были для него символом человеческих душ в Чистилище. Согласно этой интерпретации, смерть - мягкое, это естественная кульминация человеческой жизни на земле, и традиционное видение «мрачного жнеца» сопоставляется здесь с садовником, который собирает свои урожаи совершенно в другом стиле.

https://www.pinterest.ru/pin/462252349236536417/
https://www.pinterest.ru/pin/462252349236536417/

Симберг много раз возвращался к фигуре Мрачного Жнеца, ставя ее в повседневные, почти забавные ситуации. Интерес к смерти и изобретательности в представлении своего подражания характерен для европейского искусства на рубеже веков. Работы финского художника можно совместить с работами другого символиста, Джеймса Энсора. Оба художника разделяют «гуманизацию» смерти, но в то время как у бельгийского художника этот процесс имеет черты сатиры, в Симберге это скорее благодаря благочестивому вдохновению средневековой традиции и народной живописи.

Фреска « Сад смерти» - это интерпретация жуткого мотива барокко Данс 19-го века .Тем не менее, мотив мрачного жнеца, выполняющего человеческие действия, такие как игра в шахматы, можно найти на стенах многих старых деревянных церквей Скандинавии. Именно эти настенные росписи являются источником вдохновения для примитивного, наивного стиля финского художника.

https://www.pinterest.ru/pin/465700417702802386/
https://www.pinterest.ru/pin/465700417702802386/

Помещение христианских тщеславных мотивов в протестантский храм, однако, подвергалось широкой критике. Это было в случае со Змеем, чей художник разместился на потолке собора Тампере.

Откуда возникла идея символа греха в священном интерьере? Должно ли это напоминать о повсеместности искушений даже под соломенной крышей церкви? Однако, если мы посмотрим на крылья ангела, нарисованные вокруг змеи, мы можем заметить более глубокий смысл этого представления. Разве дьявол не загнан в угол ангелами, поэтому Бог одерживает победу над сатаной?

Работа финского символиста провоцирует задавать вопросы, потому что сам художник редко отвечает на них. Возможно, работа Симберга была религиозной. Художник в личной жизни много раз боролся с серьезными заболеваниями, в том числе сифилисом. Он умер 12 июля 1917 года в результате внезапной болезни в городе Ахтари в Западной Финляндии. Там вы можете увидеть памятник, воздвигнутый художнику по проекту его внука Яна.