- Важность мудрости тела в лечении травмы
- Помня о Теле Есть много смелых исследователей и практиков, которые внесли важный вклад в наше понимание того, как лечить травмы
- Это захватывающее время для области психологии. Понимание того, что такое травма и как мы можем с ней работать, сейчас глубже, чем когда-либо прежде, во многом благодаря области соматики. С помощью нового понимания психологи готовы значительно изменить жизнь многих людей
Важность мудрости тела в лечении травмы
Когнитивно-поведенческая терапия (КПП) является де-факто стандартом ухода в рамках психотерапии на протяжении последних 30 лет. Конечно, КПП сместилась и изменилась за эти годы - в частности, с революцией в сознании последнего десятилетия - но основополагающий идеал КПП, который ставит познание и поведение в позиции повышенного примата в психотерапевтическом лечебном процессе, остался относительно нетронутым - по крайней мере, в залах академии.
Тем не менее, были последние достижения в неврологии, которые бросают вызов полноте чисто когнитивной поведенческой модели - особенно, когда речь идет о воздействии травмы. То, что мы изучаем сейчас, это то, что травма - это не только то, что влияет на наше познание и поведение в одиночку.
Травма влияет не только на наши мысли и действия. Травма имеет далеко идущие системные последствия - она режет нас до костей. Она может растворить наше чувство идентичности, снизить нашу способность точно позиционировать себя во времени и пространстве, подорвать нашу терпимость к межличностным отношениям, нарушить целостность нашего опыта, ослабить нашу способность к эмоциональной регуляции и многое другое.
Травма воздействует не только на нашу префронтальную кору или систему активации поведения. Она воздействует на все наше существо - и ее нужно лечить с точки зрения всего существа. Важно, что любое законное лечение травмы должно учитывать все наше существо - все наше тело, разум, а не только наши мысли и поведение, в одиночку.
Помня о Теле
Есть много смелых исследователей и практиков, которые внесли важный вклад в наше понимание того, как лечить травмы
В своей соматической модели психотерапевты позиционируют пять различных элементов, которые важны и жизненно важны для полного феноменологического опыта: ощущения, образы, поведение, аффект и смысл. Эти пять элементов иногда графически представлены в виде пятиугольника.
В идеальных условиях все эти элементы сознания свободно текут и соединяются друг с другом. Это схематически иллюстрируется во взаимосвязи каждой вершины друг с другом.
Все вершины этого пятиугольника важны для создания полного, целостного феноменологического опыта. То есть, в рамках этой модели восприятие опыта - фундаментального строительного блока нашего субъективного мира - состоит из общей целостной гештальты каждого из этих элементов. Когда мы переживаем, происходит то, что мы смешиваем вместе (по крайней мере) пять составляющих элементов - образ того, что происходит, ощущения, которые сопровождают это переживание, наши поведенческие импульсы, которые привязаны к этому переживанию, и смысл, которому мы приписываем это событие.
Все вершины (или каналы) являются жизненно важными участниками в создании целостного переживания. Отсутствие - или всеобъемлющее доминирование - любого из этих каналов в нашем феноменологическом опыте указывает на неспособность к когерентной организации опыта. Кроме того, пере или недо-связывание любой из вершин может создать психологическую патологию.
Например, тот, кто испытывает навязчивые психотические галлюцинации или визуальные флэшбэки, может быть понят как тот, кто наполнен чрезмерно доминирующими образами, которые оторваны от основополагающего смысла. Для человека, который страдает от визуальных флэшбэков, его образ и каналы воздействия могут быть чрезмерно доминирующими, а их смысл, поведение и вершины ощущений могут быть недоразвиты. Им может быть трудно связать воедино значение, скрывающееся за потоком изображения и аффекта. Они также могут застывать в своих сенсорных телах и чувствовать себя неспособными к поведенческой реакции.
С другой стороны, тот, кто испытывает глубокую тревогу, а затем, следовательно, вынужден вести себя определенным образом, не понимая, почему у него может быть обсессивно-компульсивное расстройство. Это может быть понято как чрезмерное сцепление/доминирование вершин их поведения-влияния и недостаточное сцепление/неразвитие их вершины смысла.
Тот, кто страдает от приступов паники, может быть понят как тот, кто имеет чрезмерную доминанту ощущений и влияет на каналы, которые не соединены с образами, поведением или смыслом. В паническом приступе два канала кажутся доминирующими (ощущение и аффект), исключая другие. Опыт не чувствуется таким последовательным - он фрагментирован и игнорируется.
Соматическая психология - психотерапевтическая модальность, которая фактически включает и включает тело во всей его грязной, висцеральной славе, наполненной полными ощущениями, предсознательными образами и штормами аффекта, - в последние годы вышла на передний план как мощный методология работы с травмой.