Найти тему
Злой дядька

Берестяные грамоты. Роль сотских в Новгороде

Летописи свидетельствуют, что на Руси существовала социальная группа сотских. Первое упоминание о них фиксируется в 996 году в Лаврентьевской летописи.

Первоначально сотские фиксируются исключительно в княжеских стольных городах: Киеве, Новгороде, Смоленске, Галиче, Пскове. Но потом (вероятно, по инициативе князей) появляются и в других городах. Как пример, город Берестье (ныне - Брест в Белоруссии), котором в 1289 или 1290 году князь Мстислав Данилович организовал жителей города в сотни, чтобы было легче собирать налоги.

Руководители сотен, сотские, составляли особую социальную группу, в ранний период состоящую из представителей боярских родов.

В Новгороде Великом сотские выполняли дипломатические функции, участвовали в битвах.

Новгородский "Уставъ Ярослава князя о мостех", датируемый 1265-67 годами перечисляет новгородские сотни: "1-я Давыжа ста, 2-я Слепчева ста, 3-я Бьвыкова ста, 4-я Олексина ста, 5-я Ратиборова ста, 6 Кондратова ста, 7 Романова ста, 8 Сидорова ста, 9 Гаврилова ста, 10 Княжа ста, 11 Княжа, 12 Ржевьскаа, 13 Бежичкаа, 14 Вочьскаа, 15 Обонискаа, 16 Лускаа, 17 Лопьскаа, 18 Поволховьскаа трои риле, 19 Яжелвичьскаа двои риле" Девять сотен названы по имена сотских.

В Раковорской битве 1268 года пропал без вести новгородский тысяцкий Кондрат, которого сменил на посту Ратибор Клуксович. В 1270 году упоминаются бояре Олекса Морткинич, Роман Болдыжевич, Гаврило Киянинов, что соответствует названиям "Кондратова ста", "Ратиборова ста", "Олексина ста", "Романова ста", "Гаврилова ста".

Мы видим, что и тысяцкий Кондрат, и тысяцкий Ратибор были выбраны из сотских. К сожалению, недостаток данных не даёт возможности утверждать, что так происходило всегда.

Берестяные грамоты говорят, что сотские занимались и судебными вопросами. Грамота №279 содержит обращение от старосты Михала и всех пашезерцев "къ сотьс[кы]мъ къ Ма[кс]иму и ко Онании и к Къст...". Дальнейшее содержание грамоты неизвестно, но упоминание сразу трёх сотских означает, что речь шла, скорее всего, о правовых вопросах. Личность одного из сотских известна. Первым упомянут Максим Онцифирович из известной боярской фамилии Мишиничей-Онцифировичей, давшей Новгороду несколько посадников.

Прорись берестяной грамоты №279
Прорись берестяной грамоты №279

Грамота №154 упоминает сотских в связи с передачей долга одним лицом другому.

Берестяная грамота №154
Берестяная грамота №154
Прорись берестяной грамоты №154
Прорись берестяной грамоты №154

Перевод грамоты на современный язык таков:

"Спросили праведчики Оманта [по поводу того, что] начал тяжбу Филипп с Иваном Стойком.
[Омант сказал]: ´Я видел и слышал [то, что произошло] между Филиппом и Иваном. Дал Филипп Стойку три рубля серебром и семь гривен кун и коня.
[Теперь] Стойко под клятвой рассчитается с посадником и с сотскими. Это происходило сегодня, на Пасху; это происходило на погосте, на торговой площади.
"

Иван Стойко дал в долг крупную сумму денег Филиппу. Вероятно, он по какой-то причине не был уверен в том, что получит назад деньги и вызвал праведчиков (судебных исполнителей). Филипп же вернул свой долг в самый последний возможный день. Праведчики этого не застали, но Омант, вероятно, должностное лицо в погосте, сказал им, что долг был выплачен на торгу при свидетелях. В будущем Стойко должен был подтвердить получение долга перед посадником и сотскими и, тем самым, аннулировать свою жалобу.

Таким образом, сотские выступают в этом эпизоде как юридические лица, осуществляющие контроль не только в городе, но и в погостах.

Договор новгородцев с московским князем Иваном III, заключённый 11 августа 1471 года, фиксировал судебные полномочия сотских: "А сотцкимъ и рядовичемъ безо князеи великихъ намѣстника и безъ посадника не судити нигдѣ".

Это означает, что сотские имели право суда, суд проводил в разных местах без представителей княжеской или посадничей власти.

При написании текста автор активно пользовался сайтом gramoty.ru и статьёй
В.А. Кучкин
Ранние свидетельства о сотских и сотнях
Древняя Русь. Вопросы медиевистики. №1 (2006).