(1 Фесс. 3:1-8)
Радость или трагедия в чьей-либо земной семье немедленно вызывает у ее членов интерес и эмоциональную реакцию. Забота друг о друге в семье, как правило, сохраняется на всю жизнь. Вот такой интерес к людям должны проявлять и мы, христиане.
Когда Бог захотел дать определение церкви, показать взаимоотношения и дух Своих последователей, Он в качестве соответствующего сравнения избрал семью. Ассоциация с семьей может многому научить: как мыслить, чувствовать и поступать по отношению к нашим братьям и сестрам во Христе.
В главе 3 продолжается тема первых двух глав, вспоминаются связи Павла, Силуана и Тимофея с их бывшими учениками. Насколько они были благодарны за то, что эти фессалоникийцы, бывшие прежде язычниками, начали жить христианской жизнью, настолько же они были озабочены их настоящим благополучием. Почему это так их беспокоило? Проповедники смотрели на этих новообращенных как на членов своей семьи, потому что они стали частью Божьей семьи.
Изучая проявление заинтересованности и озабоченности в 3:1-8, мы и сами можем научиться тому, как заботиться о Божьей семье. Как можно проявлять заботу о наших духовных братьях и сестрах?
СОХРАНЯЙТЕ СВЯЗЬ (3:1, 2)
Когда мы расстаемся с членами наших семей или же они уезжают от нас, мы не теряем к ним интереса. Во многих случаях мы беспокоимся о них даже еще больше: ведь мы расстались с ними, мы чувствуем себя бессильными им помочь так, как нам хотелось бы. Вот так же нам следует заботиться о благополучии наших братьев, и неважно, рядом они или далеко от нас.
В Деян. 17 рассказывается о нападках на христианских учителей со стороны фессалоникийских иудеев. Эти иудеи последовали за Павлом и другими даже в Верию, чтобы возмутить народ против них и там. Заботясь о благополучии Павла, братья отвезли его в Афины, где он оставался в одиночестве, вдали от своих соработников.
Один в незнакомом городе после бегства из двух последних городов, Павел должен был заботиться прежде всего о своем собственном благополучии, и единственной для него радостью должен был стать приезд к нему его товарищей-единомышленников, чтобы защитить его и утешить. Однако же главным предметом его беспокойства была зарождающаяся церковь в Фессалониках в окружении открытой враждебности ревностных иудеев.
Понимая, что Тимофей был прежде всего Божьим соработником, а потом уж его собственным, Павел отослал Тимофея назад завершить Божью работу среди фессалоникийцев - “утвердить вас и утешить в вере вашей” (3:2). Павел знал, что Тимофей, будучи братом во Христе, разделит его заботу о духовном благополучии этих молодых христиан. В Фил. 2:20 Павел писал о Тимофее: "Я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренне заботился о вас”.
Работа Павла состояла не только в посещении городов для установления там церквей, но также и в том, чтобы потом поддерживать связь с ними посредством писем и либо личных посещений, либо посылая туда своих соратников для поддержки новообращенных. Новозаветные письма дают ценный пример установления и укрепления церквей, часто в трудных условиях.
Какое же это благословение иметь братьев, которые охотно странствуют, помогая молодым церквам в их борьбе против мирского! Какое это благословение, когда, разлученные с братьями, мы имеем среди них усердных соработников, разделяющих нашу заботу об их духовном росте. Какое же это благословение иметь братьев, которые, приехав на некоторое время в одну из церквей, не теряют к ней интереса во время своего дальнейшего путешествия и поддерживают с ней связь посредством писем, а также вдохновляют других на подобные личные посещения с целью оказания помощи и назидания братьев.
ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ О НЕИЗБЕЖНОСТИ ПРОТИВЛЕНИЯ (3:3, 4)
Когда фессалоникийцы стали христианами, их предупредили, чтобы они ждали неприятностей со стороны тех, кто противостоит Богу. Уроки Павла, Силуана и Тимофея помогли подготовить этих людей к тому, что сатана непременно организует сопротивление, чтобы заставить их покинуть истинного Бога. Эти уроки подготовили их к гонениям, которые последовали вскоре за их обращением. Письмо напоминало христианам об этих уроках. Несомненно, Тимофей во время своего визита также напомнил им о том, что следует ждать противоборства (3:3, 4).
Возможно, когда мы учим людей тому, что значит быть христианами, мы забываем сказать, что, когда они покидают ряды приспешников зла, это зло будет сопротивляться. Они испытают на себе нападки слуг сатаны. Эти атаки могут проявляться в виде препятствования, насмешек, измены, жестокого обращения, обвинений и внушений, будто Божий путь невыгоден, а сатанинский - привлекателен.
Если люди "обращаются в веру” для того, чтобы угодить другим, они столкнутся с сильным испытанием своей верности, ибо скоро поймут, что люди, являющиеся слугами дьявола, всегда в большинстве. Если они обращаются, чтобы угодить только одному Богу, то теперь, когда дьявол посылает к ним людей, чтобы те оказали на них влияние, их вера становится крепче, поскольку им помогает Бог. В этом проявляется мудрость метода, к которому прибегли авторы во второй главе, где указывали, что нужно угождать Богу, а не людям (2:4). Христианские учителя должны постоянно подчеркивать, что они являются сосудами доброй вести и слугами Божьими, а не ищут последователей себе самим. В то время как поведение учителей может производить впечатление и быть привлекательным для других, причиной и побудительной силой такого поведения является благодать Божья, и единственным истинным примером богоугодного поведения является Иисус.
УЗНАВАЙТЕ О ВЕРЕ ДРУГИХ (3:5)
Мы совершенно естественно заботимся о физической безопасности наших собственных семей и членов Божьей семьи. Но еще более важным является духовная безопасность, вечное благополучие их душ.
Расставшись с новокрещенными фессалоникийскими христианами, Павел боялся не за свою физическую безопасность, а за души новообращенных. Его не беспокоило то, что он остался один в чужом городе; он волновался о том, чтобы христиане не почувствовали себя оставленными людьми и Богом. Он не мог больше оставаться в неведении о том, как у них идут дела, и поэтому послал Тимофея помочь им и вернуться с точным описанием их духовного состояния. Ему хотелось знать об этих христианах!
Такое ли у нас отношение к благополучию душ других христиан пред Богом? Стараемся ли мы выяснить, как идут дела у других? Просим ли мы людей узнать об этом? Говорим ли мы другим, что их благополучие - наша главная забота? Если бы мой товарищ-христианин послал кого-либо узнать о моей вере, вере моей семьи или всей общины, то как бы это воодушевило меня!
ДЕЛИТЕСЬ ДОБРЫМИ ВЕСТЯМИ (3:6-8)
Добрые вести о членах семьи являются великой поддержкой для нас. О них могут не печатать в газетах, но Богу известно об этом, и Он радуется вместе с нами. Духовная верность и возрастание должны стать такого рода вестью, которую мы ценим превыше всего. Разве не так?
Тимофей вернулся из Фессалоник с добрыми вестями - замечательными вестями! Среди братьев процветали вера и любовь! Они скучали по своим учителям не меньше, чем учителя по ним! Эти добрые вести стали великим утешением для Павла и его соработников в том противостоянии и в тех преследованиях, которые они претерпевали.
Учителя не только переживали трудности фессалоникийцев, как свои собственные, но также и разделяли с ними то утешение, которое Бог дает через веру и любовь. Богу известно, что христиане будут испытывать трудности, которые могут причинить им горе, страдание и вызвать депрессию. Бог также знает, что вера и любовь могут поддержать страдающие души и провести их через такие трудные времена. Отсутствие веры в Бога приводит к страху и отчаянию. Отсутствие любви может привести к одиночеству и разочарованию.
Помогая людям укрепиться в вере в Бога, мы проделываем неоценимую работу, даем надежду людям, живущим в ненадежном мире. Если они возлюбят Бога и других людей, они обновят свои души и дадут плод полезной жизни. Делая это частью нашей христианской деятельности, мы можем способствовать укреплению бесценных жизней, здоровых семей и сильных церквей.
Добрые вести из Фессалоник стали волнующим событием для Павла и его соработников в Афинах! “Теперь мы живы” (3:8), - воскликнул Павел. По-настоящему жить - это знать, что, вопреки самому сильному противостоянию, на которое только способен сатана, христиане живут праведной жизнью на стороне Бога! Радуемся ли мы стойкости других? Ценим ли ее? Известно ли им, что их верность нас волнует? Мы станем лучше, и они станут лучше, если будем развивать и разделять такое отношение!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После того, как пребывание учителей в Фессалониках подошло к концу, наступило время разлуки, разобщенности и отсутствия связи, но они сохранили свой интерес к молодым святым в том городе. Получив радостные известия о новообращенных, они ответили им словами благодарности.
Мы также можем испытывать горечь разлуки, разобщенности и отсутствия связи. Но заинтересованность в благополучии Божьих детей помогает преодолевать человеческие трудности и приносит утешение и радость как нам самим, так и другим. Бог предназначил Своим отражать и разделять Его заботу об их благополучии. Божья семья может стать самой близкой семьей - даже во времена разлуки. Ищите добрых вестей о Божьих людях и рассказывайте о них другим!