Процесс управления рисками: - По определению, риск — это потенциальная опасность, более или менее предсказуемая, присущая ситуации или деятельности. В управлении проектами нулевой риск отсутствует. Вполне вероятно, что ваш проект будет выполнен не так, как планировалось. Поэтому идея заключается в том, чтобы предвидеть и минимизировать риски, которые могут возникнуть, чтобы уменьшить их влияние на бесперебойное выполнение проекта.
Как только проект запущен, необходимо внедрить управление рисками: искать слабые места проекта, продумывать действия по предотвращению рисков и рассматривать решения, которые необходимо принять в случае их возникновения. Подготовившись таким образом, вы избежите дестабилизации при возникновении непредвиденных событий.
Пять шагов процесса управления рисками.
Процесс управления рисками проекта состоит из пяти этапов.
1. Определение рисков.
Риски — это важная информация, которую менеджер проекта должен знать о своем проекте. Как только проект начинается, вы должны составить наиболее полный список всех событий, которые порождают риск. Для этого необходимо собрать команду и провести "мозговой штурм", чтобы выявить все возможные опасности.
Существуют различные типы риска:
Финансовый: превышение стоимости над оценкой, отсутствие бюджета и т.д.
Человеческий: отсутствие навыков, прогулы, уход в отставку во время проекта, конфликты внутри команды и т.д.
Временные задержки: задержки субподрядчиков или поставщиков, неправильная оценка задержек и т.д.
Методы: неадекватное программное обеспечение, сбои, устаревшее оборудование и т.д.
Правовые требования: нормы и законы, банкротство поставщика и т.д.
Окружающая среда: негативное воздействие проекта на окружающую среду, или окружающая среда, оказывающая воздействие на проект (наводнение, засуха, шторм).
Организационные изменения: изменения в политике компании, экономические изменения и т.д.
Проконсультирование архивов подобных проектов, как успешных, так и неудачных, может быть ценным источником информации о рисках, с которыми обычно приходится сталкиваться. Вы также можете обратиться за советом к экспертам.
2. Оценка и определение приоритетов рисков.
После составления списка потенциальных угроз проанализируйте каждую из них, чтобы оценить их воздействие на сроки, стоимость и технические характеристики проекта. Это позволит Вам отделить необоснованные риски от реальных и, скорее всего, повлияет на ход реализации проекта.
Далее Вы должны оценить вероятность возникновения каждого из выявленных рисков и их серьезность с точки зрения воздействия, ущерба и последствий для целей проекта. Результатом такой оценки является иерархия рисков.
Цель состоит в том, чтобы сосредоточить внимание на наиболее важных и вероятных рисках, предпринять эффективные действия для их предотвращения и определить, какие действия необходимо предпринять в приоритетном порядке для контроля над ними.
3. Решение вопросов, связанных с рисками.
Лечение риска может быть выполнено тремя способами:
Исключить риск: Вы можете отразить угрозу, приняв меры по устранению причин риска, например, увеличив свои ресурсы или набрав компетентный персонал. В этом случае затраты будут определяющим фактором при принятии решения.
Ограничить последствия риска: Вы не можете предотвратить риск, но можете ограничить его негативное влияние на проект и сделать его более сносным.
Пересмотр проекта: чтобы избежать риска, единственный вариант — переориентировать проект, упростить его или найти менее рискованные альтернативы.
Определите ответные меры для каждого риска в отдельности. Определите критические моменты, т.е. периоды, когда необходимо быть более бдительным, так как риски наиболее значительны. Вы также можете принять риск и внимательно следить за ним, чтобы попытаться контролировать его последствия.
4. Мониторинг и контроль рисков.
Мониторинг рисков должен проводиться на протяжении всего проекта. По мере осуществления проекта потенциальные риски меняются. Некоторые из них могут исчезнуть, другие могут появиться, те, которые считаются слабыми, могут стать реальными угрозами, и наоборот.
Регулярно пересматривайте риски путем обновления списка потенциальных угроз, их переоценки и обеспечения того, чтобы профилактические меры всегда были адекватными. Важно назначить одного или нескольких человек для выполнения этой миссии, чтобы быть уверенным, что она будет выполняться неукоснительно.
5. Капитализировать и документировать риски.
Ваш проект завершен. Поздравляю, вы преуспели, несмотря на риск. Теперь необходимо использовать ноу-хау и опыт, приобретенные в ходе управления рисками Вашего проекта.
Этому есть несколько причин:
Повысьте уровень знаний о потенциальных рисках по аналогичным проектам;
Увеличить реакционную способность;
Облегчить принятие решений;
Повысить эффективность действий по устранению риска.
Так же, как Вы полагались на опыт других руководителей проектов, сделайте то же самое, поделившись своими знаниями о процессе управления рисками. Именно от вас зависит отслеживание встреченных рисков, предпринятых действий и полученных результатов по вашему проекту.