Повезло вам во время самоизоляции, если ближайший магазин — супермаркет. А то если маленький ларек, то совсем грустно. У меня вот с детства большие супермаркеты создают новогоднее настроение. Спорим, что у многих из вас также? Неудивительно, ведь так и должно быть.
Привередливый читатель скажет, мол, а какого черта в канале про науку пишут про магазы? Автор чтоль совсем от социальной депривации кукухой тронулся?
Ну смотрите. Я тут топлю не за науку в узком понимании, а за знание в широком. Например, вам интересна личная жизнь Максима Галкина и Аллы Пугачевой (ну вот так вышло, бывает всякое по жизни). Но ведь неужели не интересно, как у них получилось заиметь биологических детей, когда Борисовне уже было, кажется, за 70? Без науки тут не обошлось, но сегодня не об этом.
Универмаг так прочно устоялся в нашей жизни, что мы не особо можем себе представить магазин иначе. А ведь даже ларек — это универмаг, ведь там продается все. И туалетная бумага, и гречка, и вискарек. А ведь до 1872-го никто и представить не мог, что так можно. Бухлишко в одной лавке, шмотки в другой, хлеб в третьей, помидоры с огурцами в четвертой, колбаса в пятой, сладости в шестой…
И это не как сейчас в модном "хипстерском" фудмаркете под одной крышей. Надо обойти полгорода. Позволить себе полноценно закупиться мог только тот, у кого или куча свободного времени или есть деньги на прислугу. В любом случае, если ты богатый.
А универмаг решил очень важную социальную проблему, ударив “капитализмом с человеческим лицом” по “призраку коммунизма”. Меньше чем за год до открытия первого универмага была разгромлена Парижская коммуна. Там было много причин ее появления, не буду сейчас нырять в историю революционных движений и левых идей. Но если упростить до уровня анонимных политических Дзен-каналов, то так: пролетарии негодовали, что буржуи с жиру бесятся, живут роскошно и жуют ананасы с рябчиками, а простым людям еле хватает в магазин сходить и еле хватает за халупу заплатить. Или того хуже: только на одно из двух.
И вот в чем социальная роль универмага: новая бизнес-модель позволила снизить издержки и повысить маржинальность. Это без вреда для предпринимателя повысило покупательную способность населения. Заставить снизить цены производителей товаров или классических продавцов было решительно невозможно. Все-таки погружаясь в историю левых идей, так можно сделать, лишь если все производители и все продавцы в мире снизят цены. Так не вышло.
Мораль в чем: рациональность, немного смекалки (хитрости, что уж там), смелости и вуаля — уровень жизни кучи людей повысился.
Но сказ мой нелинейный, поэтому после морали давайте продолжим
Мусье Аристид Бусико 4 апреля 1872-го открыл в Париже универмаг «О Бон Марше», что по-нашему “По Доступной Цене”. А дальше загибаем пальчики, сопоставляя с ситуацией спустя почти 140 лет.
- Еще до открытия универмага, в других своих магазинах Бусико догадался ввести ценники. Казалось бы, что с того. Но это же фиксированная цена! В среднем за покупку продавцы стали брать меньше, ведь не смогли эффективно торговаться, зато оборот увеличился. Так он смог снизить наценку в 2 раза с 40%.
- На открытие универмага он накопил, начав торговать по всей Франции, рассылая каталоги.
- Кассиры клали покупателям к покупкам смешные карточки с цветными картинками. Дети были в восторге. Признайся, читатель, ты же собирал прилипал? Я вот обклеил икеешный комод наклейками с динозаврами, которые таким же образом принес из магазов одной конкретной сети.
- Женщинам на выходе дарили цветы, а детям воздушные шарики. Пахнет сексизмом и эйджизмом, но это не я. Это месье Аристид.
- Вещи из одной категории клали в разные углы магаза, чтобы покупатель в походе за товарами-комплементами захватил что-то еще. Читатель-левак скажет: “Фу! Маркетинговый обман!”, а читатель-капиталист заметит, что это все равно дешевле, чем тащиться к черту на рога в специализированный магазин.
- Также кассы разместили у входа, а самый ходовой товар — в дальнем углу, удлинив путь покупателя.
- За возврат вышедших из моды товаров Бусико давал скидку на новые. Подметив тягу людей к ажиотажам, он порой создавал толкучку у себя искусственно.
- Боец пиарного фронта знает — мало что работает лучше мероприятий. В «О Бон Марше» устраивались выставки импрессионистов и концерты музыкантов. Об этом бесплатно писали журналисты, упоминая площадку, где все это происходило.
Магазинам мы обязаны и карнавальной яркостью нынешней жизни. Не в универмаге Бусико, но уже через 6 лет и тоже в Париже для товаров, которые надо было побыстрей реализовать, стали использовать подсветку. Сначала графитовые лампочки Яблочкова, потом и Эдисоновские. Неон и диодные ленты тоже начали путь в массы с прилавков, где они не продавались, а “работали”. Кстати, эскалаторы тоже появились не где-нибудь, а в универмагах.
Много политики получилось что-то сегодня. Сорян, если что. Но я вроде бы сумел сохранить центризм.
Мойте руки, не болейте и читайте наши другие посты и канал в телеграм: t.me/black_sci
Кстати, какая болезнь сама страшная? Подсказка: речь пойдет не про коронавирус. Читайте здесь.
А еще знали ли вы, кто летал в космос до Гагарина? Узнайте.
Подписывайтесь на канал!
И традиционный комикс про науку, чтобы вы не скучали: