Регулярные новости о пандемии #коронавируса в России надоели многим. К сожалению количество инфицированных covid-19 в крупных городах растет, а меры, принимаемые органами власти, только накаляют обстановку в обществе. И дело даже не в том, что люди не соблюдают нормы самоизоляции.
Из-за сложившейся ситуации с пандемией под удар попали все: от рядовых работников вплоть до предпринимателей. Тем не менее далеко не все люди "самоизолировались", и потому для некоторых из них автомобиль по-прежнему остается средством передвижения или заработка средств.
В нашей статьей мы не будем рассказывать о том, что лучше сидеть дома, так как сами понимаем окружающую ситуацию. Поэтому предлагаем автовладельцам соблюдать меры предосторожности и публикуем исчерпывающее руководство по дезинфекции автомобиля в условиях пандемии #covid-19
Теоретическая часть
Надоевший всем коронавирус передается воздушно-капельным путем и способен "жить" на поверхностях в течение трех дней в зависимости от условий. К "Идеальным" условиям для распространения вируса относятся:
- теплота;
- влага;
- пористые поверхности.
Пока до сих пор ведутся споры о том, как долго вирус может "жить" на поверхностях. В одних источниках указывается, что этот срок составляет до 2-3 дней, в других — аж до 5-7 дней. Не будем вдаваться в подробности так тщательно, поэтому предлагаем всем принимать превентивные меры безопасности.
Базовые правила
Главное правило заключается в том, чтобы автовладелец минимизировал контакты с другими людьми и предметами. Да, акцент на предметы здесь сделан не случайно. Это касается как одежды, в которой водитель и пассажиры садятся в автомобиль, так и предметов, которые перевозятся в багажнике !
Пять базовых правил:
- Минимизируем контакты с другими людьми, прежде чем сесть в автомобиль !
- На улице, в помещениях и т.д. держимся на удалении от других людей. Помните, что 1.5 метра это минимум, поэтому логично увеличить это расстояние если не вдвое, то как минимум до 2-2.5 метров.
- Стараемся не касаться уличной одеждой поверхностей и ручек в заведениях (в магазинах, аптеках и других общественных местах).
- При контактах с людьми, в особенности в помещениях, используем средства защиты: защитные маски, очки, защитные перчатки.
И хотя по последним новостным сводкам "гуляет" информация о том, что маски слабо защищают от инфекции, предлагаем вам лучше перестраховаться. - Регулярно используем антисептик и ни в коем случае не касаемся лица и глаз руками. Также не лишним будет обработать носовые пазухи оксолиновой мазью.
Несмотря на то, что эти правила известны всем благоразумным людям, считаем не лишним снова напомнить вам о них. Теперь перейдем к тому, какими факторами нельзя пренебрегать при перевозке грузов и пассажиров.
Про перевозку грузов и пассажиров
Для того чтобы не превратить салон автомобиля в возможный микрофилиал #коронавируса следуем правилам, которые изложены ниже. Понимаем, что о некоторых этих пунктах вы знаете на 100% и уже неоднократно слышали, но повторить это не будет лишним.
Правда это только начало статьи, так как мы пройдемся по всем пунктам, которые связаны с действиями автовладельцев.
5 правил по перевозке грузов и пассажиров:
1) В случае, если в автомобиле планируется перевезти грузы, будь то продукты из магазина или другие вещи, лучше заранее обзавестись рулоном полиэтиленовой или бумажной пленки.
Такую пленку легко постелить в багажник перед тем как загружать в него условно "грязные" вещи и грузы. Ну а после транспортировки грузов эту пленку также легко извлечь и выбросить.
2) Перед перевозкой пассажиров лучше позаботиться о том, чтобы они ни с кем и ни с чем не контактировали за последние 2-3 часа !
3) Прежде чем усаживать пассажиров в салон, позаботьтесь, чтобы в салоне на полу лежали одноразовые бумажные коврики или пленка. После поездки их легко достать и утилизировать.
4) Перед посадкой людей в автомобиль обработайте антисептиком-спреем их места в салоне, либо же одежду. Без фанатизма, так как эта мера скорее предупреждающая, но не защищающая всех людей в автомобиле на 100%.
5) После посадки в автомобиль обрабатывайте руки, смартфон, ключи, а также кнопки и "крутилки" в салоне. Пассажиров это тоже касается, поэтому после посадки в салон, дайте им антисептик и попросите обработать руки, смартфон, дверную рукоятку и ремень безопасности.
Несмотря на то, что личный автомобиль, хоть и признан самым безопасным средством передвижения при эпидемии #covid-19, это вовсе не отменяет факта, что при попадании частиц вируса на поверхности, они остаются там надолго.
Поэтому архиважно позаботиться о том, чтобы не стать самому переносчиком вируса и не превратить автомобиль в рассадник коронавируса. Это крайне важно в тех случаях, если в автомобиле перевозятся уязвимые к болезни люди (пенсионеры и люди с хроническими болезнями).
Чем дезинфицировать автомобиль
Интернет уже "наводнился" советами о том, какие средства хороши в борьбе с коронавирусом. Однако далеко не все антисептики и моющие средства допускается использовать для дезинфекции автомобиля !
Некоторые из моющих и дезинфицирующих средств могут негативно отразится на некоторых элементах салона.
Из доступных и относительно "безвредных" антисептиков для обработки салона автомобиля мы отметим только три:
- средства на основе спиртового раствора (с содержанием спирта не менее 70%);
- средства на основе хлора (хлоргексидин и его производные);
- раствор на основе мыла и 70% спирта (в соотношении 3:7).
Все остальные варианты для самостоятельной обработки салона автомобиля руками использовать не рекомендуем, так как они губительным образом отражаются на элементах автомобиля. Впрочем даже при использовании рекомендованных средств, возможные риски и последствия вы берете на себя, помните об этом !
Обработка автомобиля
С теоретической частью закончили, теперь перейдем к практической — обработке автомобиля. В зависимости от того, какие места в автомобиле обрабатываются, будет зависеть и выбор антисептика.
Условно обработка разделяется на 3 следующих пункта:
- внешняя дезинфекция кузова автомобиля;
- дезинфекция и чистка салона автомобиля;
- обработка узлов вентиляции и кондиционирования.
Для каждого из этих пунктов применяется конкретный способ обработки и соответствующий тип антисептика !
Обработка автомобиля. Дезинфекция кузов
На этом этапе нет ничего сложного, в первую очередь делаем мойку кузова. Тщательно очищаем все поверхности кузова, а во время обработки не жалейте активной пены и давайте ей проникать во все труднодоступные места, после чего тщательно промывайте эти места водой.
Затем приступаем непосредственно к обработке "уязвимых" элементов чистящими средствами, а после — дезинфицирующими растворами.
Пристальное внимание уделяем следующим элементам:
1) Дверям и дверным проемам.
2) Дверным ручкам и рамкам дверей.
3) Стеклам и зеркалам.
4) Капоту (в области т.н. "жабо", где капот переходит к лобовому стеклу).
5) Лючку багажника.
Дверные ручки, лючок бензобака, ручку багажника и зеркала обрабатываем антисептиком-спреем на основе 70% спирта (без других составляющих), либо же мыльно-спиртовым раствором.
Также для обработки можно купить специальные средства, которые используются на мойках, такие составы надежно дезинфицируют поверхности кузова, не наносят ему вреда и не оставляют разводов.
Делать чистку кузова можно как на автомойке самообслуживания, так и на рядовой мойке. Однако вне зависимости от того, какую мойку вы посещаете, помните о необходимости соблюдения правил безопасности !
На мойке соблюдайте дистанцию при общении с мойщиками и менеджерами, а прежде чем взять "пистолет" на автомойке самообслуживания — продезинфицируйте его антисептиком, а в дополнение используйте одноразовые перчатки.
Частота очистки кузова зависит от температурных и погодных условий. Так, если автомобиль редко выезжает и постоянно стоит в гараже или паркинге, то хватит мойки раз в две-три недели. В случае, если машина эксплуатируется ежедневно, то мыть кузов потребуется один-два раза в неделю в зависимости от загрязнения.
Обработка автомобиля. Дезинфекция салона
С дезинфекцией салона дела обстоят чуть сложнее, чем с кузовом, так как для каждого элемента в салоне предусмотрен конкретный способ обработки. Начнем с самого базового — с того, с чем водитель взаимодействует после попадания в салон автомобиля.
Коврики
Открываем дверь в салон, после чего достаем напольные коврики и обрабатываем их. Если коврики резиновые, то обрабатывать их можно любым доступным средством, а вот если ковры велюровые, то лучше воспользоваться специальным средством для очистки велюра, либо же ограничиться спиртовым антисептиком в формате спрея !
Аналогичным способом обрабатываем пространства рядом с салонными коврами — педали и места возле них, ниши рядом с тоннелем и под креслами. При обработке не жалеем антисептика и опрыскиваем всю поверхность ковров, после чего вытираем их чистой сухой салфеткой, либо же оставляем сохнуть.
Такая обработка справедлива в том случае, если времени на тщательную обработку нет. Однако если подходить к процессу дезинфекции с умом, то в первую очередь следует тщательно отмыть салонные коврики (на мойке или собственноручно — не критично), после чего высушить их, обработать антисептиком и положить в чистый салон.
Двери
Начинаем с обработки дверей и дверных карт. Для этого потребуется одноразовые салфетки или тряпки, сначала смачиваем ветошь водой и проходим по периметру двери (там где металлическая часть) очищая полости от грязи и пыли.
Затем таким же образом протираем резиновые уплотнители. После этого переходим к внутренней части двери и тщательно протираем рамку двери и дверную карту.
После протирки этих мест влажной салфеткой/тряпкой, меняем ветошь на новую, смачиваем её спиртовым раствором (антисептик-распылитель также подходит) и повторяем процедуру.
Уделяем внимание обработке нижней части двери и дверному проему, так как в этих местах скапливается серьезное количество пыли, грязи и песка. При возможности сначала пропылесосьте эти места и только потом приступайте к дезинфекции.
Дезинфекция дверных ручек и кнопок — процедура обязательная, особенно в период разгара эпидемии. Пористые поверхности ручек и скрытые полости кнопок собирают серьезное количество грязи, пыли и микроорганизмов !
Для дезинфекции дверных ручек допустимо использовать как мыльно-спиртовой раствор, так и спиртовой антисептик в виде спрея. Если спрея нет — не беда, смачиваем в спирте пористую салфетку для уборки (не бумажную) и многократно используем её.
Также для обработки ручек подходят спиртовые салфетки если их не жалеть и тщательно протирать поверхности.
А вот с кнопками дело обстоит сложнее: если мыльный раствор попадет под сами кнопки, то появляется риск их поломки !
Поэтому для дезинфекции кнопок используем спиртовой антисептик или спиртовые салфетки.
Для правильной дезинфекции наносим антисептик на салфетку (или берем спиртовую салфетку), затем берем линейку, зубочистку или другой сподручный предмет, и аккуратно проталкиваем им смоченную спиртом салфетку в полость между кнопками. "Проходим" так по всему периметру кнопок и других полостей на дверной карте.
Обрабатываем без фанатизма и уделяем внимание только тем местам на двери, где с поверхностями происходит непосредственный контакт кожи !
Для всех остальных мест подойдет тщательное опрыскивание полостей антисептиком, главное — не халтурить, не пропускать участков и не жалеть антисептика.
С дверями закончили ! В среднем на полную обработку одной двери уходит 4 минуты, если не увлекаться и не халтурить.
Руль, селектор КПП и приборная панель
На руле, рукоятке коробки передач и кнопках приборной панели также собирается серьезное количество грязи !
Удивляться не стоит, так как в этих местах скапливается биологическая "грязь" — микроорганизмы, грязь и сало с поверхности ладоней и пальцев.
Руль допускается обрабатывать как спиртовым антисептиком, так и мыльно-спиртовым раствором. Тщательно "натирать" сам руль не стоит, лучше уделить внимание его скрытым полостям на нем (прострочка и другие места).
Кнопки на руле (если они имеются) протираем таким же способом как и кнопки на двери — только спиртовым антисептиком или спиртовыми салфетками.
Это же касается и дворников, поворотников, механизма зажигания и рулевой колонки. Протираем тщательно, но без фанатизма.
Селектор коробки передач и тоннель вокруг него протираем аналогичным образом — уделяем внимание мелочам и скрытым полостям.
Большие поверхности обрабатываем антисептиком спреем для удобства и ускорения процесса, ниши, кнопки и скрытые полости — спиртовыми салфетками.
Кстати, с приборной панелью поступаем также — большие поверхности для удобства обрабатываем спреем, после тщательно протираем. Для труднодоступных мест антисептик в виде спрея также подходит, поэтому в те места, куда не достать салфетками, смело пшикаем спреем.
Магнитолу, кнопки и "крутилки" тщательно обрабатываем салфетками или смоченной в спиртовом антисептике пористой салфеткой (не бумажной).
На решетки и воздуховоды кондиционера (прямо внутрь) не жалея прыскаем антисептик, после чего вытираем салфетками или же даем антисептику высохнуть и испариться.
Салон: обивка, кресла и багажник
К вопросу дезинфекции подходим с умом и используем только бережную химию в зависимости от покрытия. Так, для сидений из кожи и экокожи подходят одни средства обработки, а для велюра и ткани — другие, поэтому учитываем эти нюансы.
Рекомендации по обработке обивки салона (основной ковер в салоне, обивка тоннеля, обивка арок) аналогичны рекомендациям по дезинфекции кресел и дверных карт.
Поверхности из кожи и экокожи
Салон автомобиля с кожаными сидениями лучше тщательно обрабатывать мыльно-спиртовым раствором. Для обработки мыльно-спиртовым раствором используем губку или обильно смачиваем раствором ветошь, после чего протираем сидения. Также крупные поверхности сидений для удобства допускается дезинфицировать спиртовыми салфетками.
ВАЖНО: не надо тщательно натирать сидения из кожи губкой ! Для дезинфекции протираем (!) поверхность в 1-2 прохода. Затем выжидаем минуту и берем другую ветошь, смачиваем её водой и протираем поверхности насухо.
Для труднодоступных мест и там, где проходят соединения швов кожи используем спиртовой антисептик (без других компонентов) в формате спрея. Наносим спрей на швы и складки, выжидаем 1-2 минуты после чего протираем поверхности сухой салфеткой или другой ветошью.
Для сидений из экокожи не используем мыльно-спиртовой раствор, так как он оставляет разводы и "стирает" верхний слой материала, если поверхность тщательно тереть. Поэтому лучше ограничиться спиртовым антисептиком в формате спрея или спиртовыми салфетками.
Поверхности из ткани или велюра
В идеале перед дезинфекцией тканевых или велюровых кресел провести химчистку, сделать это можно как на мойке, так и в "гаражных условиях" с использованием специальных средств.
Правда можно обойтись и без химчистки, для этого кресла сначала тщательно пылесосим (на заправке, в гараже — не важно). Затем на поверхность сидений кладем влажную тряпку, после чего выбиваем из сидений оставшуюся пыль.
Как только пыль из пористого материала кресел ликвидирована — наносим на кресла антисептик. Использовать можно как спрей так и спиртовой раствор (без мыла).
Тканевая обивка кресел менее чувствительна к жидкостям, поэтому для тканевых кресел допускается использовать антисептики в состав которых ходит спирт и хлор (в небольшом количестве). Ну а "нежные" велюровые кресла лучше обрабатывать спиртовым антисептиком.
ВАЖНО: Воздержитесь от использования мыльных растворов и средств с обильным количеством воды, так как они оставляют разводы и запах мыла, для удаления которых потребуется влажная химчистка.
Уделяйте внимание мелочам:
1) Тщательно продезинфицируйте подголовники и места их крепления теми же средствами, которыми вы обрабатывали кресла.
2) Обработайте кармашки, подлокотники и ручки "страха" в крыше.
3) Не забудьте обильно обработать антисептиком ремни безопасности и их крепления в салоне. Для обработки используйте спреи в состав которых входит спирт и хлор (в небольшом количестве).
Дезинфекция багажника
Обработка багажника — серьезный этап, так как перевозимые в багажнике грузы по-умолчанию не отличаются чистотой и на их поверхности скапливается грязь с улицы и/или из магазина и т.п.
Поэтому багажник хотя бы на время лучше освободить от ненужных вещей. Уберите все лишнее и оставьте только необходимое: аптечку, огнетушитель, набор автомобилиста с необходимыми ключами и инструментами, омывающую жидкость, балонный ключ и запаску.
Как только лишние вещи убраны старайтесь стелить на пол багажника полиэтиленовую, а лучше бумажную пленку, которую легко выбросить после каждой перевозки грузов.
Само пространство в багажнике тщательно очистите влажной тряпкой, после чего обработайте спиртовым или мыльно-спиртовым раствором. Также для использования допустимы антисептики в состав которых входит хлор (в небольшом количестве).
При обработке уделяйте внимание всем скрытым местам и полостям, а для трудодоступных мест используйте спиртовые спреи. Также не забывайте об обработке уплотнителя, ручки открывания багажника. и крышки багажника со внутренней стороны !
Обработка узлов вентиляции и кондиционера
При дезинфекции автомобиля нельзя забывать об обработке вентиляции и кондиционера, ведь эти узлы напрямую отвечают за подачу воздуха и, как следствие, его чистоту. Несмотря на наличие всевозможных фильтров в системе вентиляции автомобиля, у них присутствует один минус, который заключается в том, что со временем фильтры накапливают грязь и микробы.
Салонный фильтр
Если не уделять внимания салонному фильтру, то все попытки продезинфицировать автомобиль стремятся к нулю. Особенно в наших погодных условиях с повышенной влажностью и регулярными осадками.
Влага и повышенная влажность негативным образом отражаются на состоянии воздушных фильтров, так как пористые материалы из которых они состоят, склонны к впитыванию влаги. Ну а влажная среда — идеальное место для распространения бактерий и грибков.
В итоге идущий с улицы воздух проходит через фильтр, и если фильтр грязный, то микрочастицы пыли, грязи и грибков попадают в салон и оседают на поверхностях, в том числе и в легких людей. Отсюда и снижение иммунитета, постоянные ОРВИ и аллергии, поэтому не пренебрегайте заменой салонного фильтра, так как он напрямую влияет на ваше здоровье.
Радует одно — замена салонного фильтра процедура несложная, дешевая и оперативная, да и сам фильтр стоит копейки, в особенности если сравнивать его с ценой здоровья...
Заменить фильтр можно как на сервисе, так и собственноручно, процедура эта индивидуальна для каждого автомобиля, поэтому если вы не уверены в своих силах или не хотите тратить время на замену — езжайте в сервис.
Кондиционер
Система кондиционирования салона также относится к тем узлам, которые способны накапливать и распространять бактерии. Причины распространения бактерий все те же — влажная среда и накопление бактерий в трудодоступных местах (патрубках, воздуховодах и т.п.). И при включении кондиционера все бактерии из воздуховодов попадают в салон и оседают на поверхностях и легких.
Рекомендуется делать ревизию кондиционера как минимум 1 раз в сезон, лучше делать это весной, как раз перед летним сезоном. Проверку и чистку кондиционера лучше делать в сервисе, где мастера тщательно проверяют состояние узлов кондиционера (помпы, ремня, радиатора, патрубков) и количество хладагента в системе.
После осмотра кондиционера в сервисе, если никаких проблем не нашлось, очищаем кондиционер. Для этого используются дезинфицирующие средства, которые забираются через воздуховоды и прогоняются по кругу при включенном режиме рециркуляции воздуха в салона.
Сделать дезинфекцию кондиционера можно и самостоятельно, для этого потребуется специальный баллон, который распыляется в воздуховоды кондиционера. Однако лучше совмещать эту процедуру вместе с проверкой кондиционера, так как процедура дезинфекции кондиционера дешевая и делается мастерами за 20-30 минут.
Заключение
Статья получилась объемной, так как мы постарались собрать все нюансы, которые связаны с мерами безопасности при эпидемии и тщательной обработкой салона.
Перед написанием этой статьи мы ознакомились практически со всеми возможными руководствами по обработке и дезинфекции автомобилей. Однако в каждой из статей, которые были написаны "на скорую руку", мы обнаруживали неточности и явный недостаток материала. Поэтому мы решили сделать свою исчерпывающую статью, в которой собрали абсолютно все аспекты об обработке и дезинфекции автомобилей.
Да, понимаем, что многие из перечисленных пунктов в статье вы уже неоднократно слышали. И да — многие из них явная перестраховка, но мы написали это ради вашей же безопасности, а уж какие из указанных процедур делать — личное дело каждого.
Вдобавок мы считаем, что наша статья поможет не только при эпидемии надоевшего всем коронавируса, но и при других заболеваниях, передающихся воздушно-капельным путем.
И нет, перед каждой поездкой не обязательно делать эти процедуры, хватит определенных действий, которые вы выберете для себя сами. Наша же задача — предупредить заболевание и сделать своими поступками мир хоть чуточку лучше... :)
Благодарим всех тех, кто дочитал. С уважением, коллектив NS-Service.