Древняя китайская книга "Чжуан-цзы" - один из важнейших даосских канонов и один из самых выдающихся памятников философской мысли в мире. Сегодня немного поговорим о даосизме и об этой книге.
Слово "дао" не относится только к даосизму, это слово принадлежит всей китайской мысли, и каждый китайский мыслитель видел в нем обозначение истины, или - глубочайшей правды и праведного пути жизни. Все китайские мудрецы - приверженцы Дао.
В Китае всегда ценили не отвлеченную, логически выводимую истину, а жизненную мудрость, ведь у каждого человека - своя правда, свой жизненный путь. Каждый сам себе может быть даосом - "человеком Дао".
Рамки даосизма очень неопределенны и изменчивы. Специалисты по даосизму считают, что если человек способен посвятить свою жизнь постижению внутренней правды в себе, кто чувствует в этой правде некий посыл от того, кто не имеет земного происхождения, кто увидит, как эта правда далека от всего, что считается истинным на земле, тот откроет в даосизме глубокое, жизненное и последовательное учение.
Правда Дао - это то, что дается человеку прежде, чем он начинает познавать самого себя, и она перейдет к следующему поколению после нас. Это то, что существует само по себе (цзы жань), что не порождено умом человека и его озабоченностью, что не несет в себе напряжения и насилия.
Даосизм всегда был нацелен на естественный путь нравственного совершенствования и - очень важная для даосизма забота - поиск бессмертия.
Даосизм как философское и религиозное учение сложился в Китае в 4 - 2 веках до новой эры. Стабильной религиозной организацией он стал во 2 веке новой эры. Самым интересным периодом даосизма (по мнению автора, но и многих других исследователей) является ранний период даосизма.
Первым философским сочинением даосизма является трактат Лао-цзы "Дао Дэ Цзын" (5 век до н.э.). Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма. Ещё одним знаменитым текстом раннего даосизма является книга "Чжуан-цзы" , автором которого является Чжуан Чжоу (369—286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы, в честь которого и названо его произведение.
Во 2 веке нашей эры, когда окончательно сформировалась даосизм как религия, Лао-цзы стал божеством, появилась сложная иерархия божеств и демонов (она именно разрабатывается), возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, с помощью которых можно было изгонять злых духов. Яшмовый владыка Шан-ди возглавил пантеон богов, его почитали как бога неба, высшее божество и отца императоров (сынов неба), вторым после него богом стал Лао-цзы и третьим - творец мира Пань-гу.
Основными источниками даосизма как сложившейся религии со своими практиками стали мистические и шаманские культы царства Чу и других считавшимися варварскими государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая.
Но это было уже позже, а мы обратимся к философскому трактату "Чжуан-цзы" и выберем оттуда пару небольших отрывков, допустим, на тему потустороннего.
Итак,
"Когда Чжуан-цзы пришел в земли Чу, он наткнулся на голый череп, уже побелевший от времени, но еще крепкий.
Хлестнув череп плеткой, Чжуан-цзы стал расспрашивать его:
- Довела ли вас, учитель, до этого безрассудная привязанность к жизни? Или вы служили побежденному царству и сложили голову на плахе? Довели ли вас до этого беспутная жизнь и поступки, опозорившие ваших родителей, жену и детей? Довел ли вас до этого голод и холод? Или, может быть, вас довела до этого тихая смерть, пришедшая после долгих лет жизни?
Так Чжуан-цзы поговорил с черепом, а потом положил его себе под голову и лег спать. В полночь череп явился ему во сне и сказал:
- Ты говорил, как любитель попусту рассуждать. В речах твоих отобразились заботы живых людей, Умершим они неведомы. Желаешь ли ты выслушать глас мертвого?
- Да, - сказал Чжуан-цзы.
- Ну так слушай. Для мертвого нет ни государя наверху, ни подданных внизу, ни времен года. Безмятежно следует он круговороту Неба и Земли, и даже утехи державного владыки не сравнятся с его счастьем.
Чжуан-цзы не поверил этим словам и спросил:
- А хочешь, я велю Владыке судеб вернуть тебя к жизни, снова дать тебе тело, воскресить твоих родителей, жену и детей, друзей и соседей?
Череп словно бы нахмурился грозно и сказал:
- Да разве сменю я свое царственное счастье на человеческие тяготы!
Владыка судеб - это божество Сымин, которое, по верованиям древних китайцев, ведало судьбами людей.
И еще один эпизод из книги "Чжуан-цзы":
"Отрешённый и Забывчивый осматривали Курган Сокровенной Мудрости, где покоится прах Жёлтого Владыки. Вдруг на левом локте у Забывчивого вскочила опухоль, и Забывчивый изумлённо уставился на неё.
- Страшно тебе? - спросил Отрешённый.
- Нет, чего мне страшиться? - ответил Забывчивый. - Ведь наша жизнь дана нам взаймы. Взяли её в долг - и живём, а живущие - прах. Жизнь и смерть - как день и ночью Мы с тобой посетили того, кто уже прошёл превращение, а теперь превращение коснулось меня. Чего же мне страшиться?"
Источник: перевод "Чжуан-цзы" выдающегося китаеведа В.В.Малявина
Материал подготовлен: Милена Курганова, куратор и экскурсовод выставки "Япония. Куклы, сказки и легенды" в Измайловском кремле.
Наш канал "Пространство авторских кукол"
Наш канал "Япония. Куклы, сказки и легенды"
Галерея "Кукольный переулок" и выставка "Япония. Куклы, сказки и легенды" Измайловское шоссе дом 73ж, Кремль в Измайлово
8(916)037-16-24, 8(910)452-62-86
Экскурсии и мастер-классы для детей и взрослых