Еврейская жена всегда права! Когда она не права, она молчит, но когда права, то громко восклицает: «Я же говорила! А ты не слушал!». В итоге создаётся впечатление, что она права всегда.
Невольно вспоминается эта шутка из моего детства, когда я читаю предсказания на тему «Что будет после кризиса». Самое популярное: «Мир уже никогда не будет прежним». Это вообще можно с успехом говорить каждый день, и, что характерно, не ошибёшься!
Долго не решался высказываться по поводу кризиса. Уже было решил что-то вроде: «Не писал стихов и не пишу…». Но всё-таки не удержусь и «вставлю свои пять копеек».
Обе компании, где я являюсь совладельцем, были созданы во время кризиса 2008, пережили кризис 2014-15 годов, продолжая расти в то непростое время. В апреле этого года, в разгар пандемии, и Садовый Центр (компания, занимающаяся озеленением), и «РосБизнесРесурс» (консалтинговая компания, специализирующаяся на описании технологии) заработали больше, чем в апреле прошлого года. Попробую проанализировать, что мы делали.
Прежде всего не было такого: «Так, вижу – кризис. Мои действия…». Когда вокруг уже шла шумиха, и все соц. сети буквально кишели рекомендациями разных сортов, мы встретились с моим партнёром, сверили часы, и решили продолжать работать, «держа руку на пульсе» ситуации. И это для нас было успешным всегда во время всех кризисов.
Никакой паники, никаких судорожных взвинчиваний рекламы. Мы оценили каналы продвижения и увидели, что большая часть забита информационным шумом. Влезать в эту кашу со своим продвижением было равносильно тому, чтобы утонуть в ней, слиться со всем остальным шумом и, соответственно, остаться незамеченными. Поэтому, мы не стали усиливать продвижение, а делали то, что делали всегда – пережидали первую волну, когда многие бизнесмены в шоке и не в состоянии действовать, а на них отовсюду валятся советы. Советов в интернете в эту пору и без нас хватало.
При этом производство мы не останавливали ни на секунду. Обе компании продолжали производить на полную мощность.
Итак, первое действие, если коротко: «Без паники! Продолжаем производить и внимательно следим за развитием событий!»
Кроме этого, я обычно задаю себе и партнёру вопрос: «Сохранит ли наш продукт ценность в среднесрочной и длительной перспективе?» В нашем случае ответ: «Да! Безусловно!».
Затем оцениваем ресурсы.Сколько времени сможем продержаться вообще без денежных поступлений. В нашем случае не меньше полугода.
В итоге мы понимаем, что поводов для паники нет. Ждём, когда уляжется первая волна информационного шума, и начинаем продвижение.
И, наконец, самое главное успешное действие – «держать руку на пульсе» и не быть при этом марионеткой, которую любые новые обстоятельства, как кажущиеся, так и реальные, дёргают за ниточки. Всегда действовать не с точки зрения следствия, а как причина, помня великолепные слова А. Макаревича: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир – пусть лучше он прогнётся под нас».
Что для меня значит «держать руку на пульсе» довольно сложно объяснить. Любой предприниматель понимает слово «чуйка» или «чутьё». Это те внутренние настройки, интуиция, которые очень помогают. Когда к тебе пришла информация и ты понимаешь: «Ага! Надо делать то-то и то-то». Извините, граждане, по-другому не смогу объяснить. Не разложишь тут, не «проверишь алгеброй гармонию», как говаривал пушкинский Сальери. Можно ли ошибиться? Конечно! Какой-то процент ошибки присутствует. Но раз до сих пор росли, значит принципиальных ошибок не было.
Ниже уже не из личного опыта, а фантазия на тему «Как бы я действовал, если бы…».
Если продукт не представляет ценности на дальнюю перспективу – наверное время подумать о новом продукте, но делать это не истерично и судорожно, а, что называется, «с холодным носом». Если не хватает ресурсов – время пересмотреть финансовую стратегию.
Пожалуй, мне удалось избежать искушения что-то предсказывать на тему: «Что будет после пандемии». Так что учесть еврейской жены мне не грозит.