Транссибирская железнодорожная магистраль, несмотря на ее такое «холодное» название и то, что проходит она через такие города, как Тюмень, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, является, по сути дела, южной дорогой. Если посмотреть на карту, можно увидеть, что в некоторых местах Трансиб только что не совпадает с южными границами России.
А сверху, над красной веточкой Великого Сибирского Пути (так назывался Трансиб до революции) – огромное пространство, начисто лишенное железных дорог.
Вы спросите: неужели никто и никогда не рассматривал возможность проложить железнодорожную магистраль и по северной части России? Рассматривали.
До революции инженерами был разработан северный дублер Великого Сибирского пути – Полярная железная дорога.
Согласно проекту, Полярный экспресс должен был соединить европейскую часть России с Чукоткой, пройти через Мурманск, Игарку, Сургут, Салехард.
Это была столь же смелая, сколь и безумная идея. Тем удивительнее, что к ее реализации в конце концов приступили.
В 1947 году Сталин отдал сверхсекретный приказ о начале строительства Трансполярной железнодорожной магистрали. В малозаселенную приарктическую зону были направлены десятки тысяч заключенных ГУЛЖДС НКВД – Главного управления лагерей железнодорожного строительства. Сначала зэки построили бараки для себя, вышки охраны, обтянули колючей проволокой периметр, а затем приступили к строительству дороги.
Стройка велась в крайне тяжелых условиях. Буквально все – рельсы, орудия труда, провизию и даже шпалы приходилось привозить «с большой земли». Большинство работ, включая создание насыпи, заключенные делали вручную, на морозе, порой достигавшем -50 градусов.
В 1953 году Сталин умер. Буквально сразу после этого Берия издал приказ о прекращении работ и консервации стройки. Все заключенные, участвовавшие в строительстве, были реабилитированы. На протяжении двух месяцев Полярную магистраль пытались законсервировать, но оказалось, что это крайне затратно.
Тогда было решено просто бросить дорогу, к тому времени построенную почти наполовину. Строители ушли внезапно, оставив рабочий инструмент, склады со шпалами и рельсами, бараки, сотни паровозов и вагонов.
После того, как люди ушли, магистраль начала быстро приходить в негодность. В наше время это, по сути дела, импровизированный музей лагерного строительства и советской железнодорожной техники. В тундре, где на много миль вокруг не встретить ни одного человека, змеятся по уменьшающейся год от года насыпи рельсы, стоят проржавелые насквозь паровозы и бараки с провалившимися крышами...
----------------
Мой Инстаграм
Мой Фейсбук
Я на Автор.Тудей
Почитать другие статьи можно ЗДЕСЬ.