Найти в Дзене
Дестрой

Заброшенный военный аэродром "Гаровка", где базировался "Полк вдов" воевавший в Афганистане

Практически полностью заброшенный военный аэродром "Гаровка" с ВПП длиной 2280 метров и позывным "Боярин", где базировался 825-й отдельный вертолётный транспортный боевой полк, принимавший участие в боях в Афганистане и прозванный местными жителями как "Полк вдов".

Но этот аэродром был отнюдь не только вертолётным и берёт свою историю ещё с довоенных времён.

Если вам не интересно читать большой текст с историей, то можете просто его пролистать и сразу перейти к просмотру фотографий.

В разные годы на аэродроме базировались авиаполки истребительной авиации:

Фото мая 1945 г. праздничного построения 300-го ордена Красной Звезды ИАП, найденное на авиафоруме.
Фото мая 1945 г. праздничного построения 300-го ордена Красной Звезды ИАП, найденное на авиафоруме.

300-й истребительный авиационный полк в.ч. 65373 был сформирован в течении зимы 1940-1941 гг. в Амурской области на аэродроме "Архара" на базе 29-го истребительного авиационного полка смешанной авиационной дивизии военно-воздушных сил 2-й Краснознамённой армии Дальневосточного фронта на самолётах И-15бис и И-16.

В марте 1941 г. полк был передислоцирован в ЕАО на аэродром "Жёлтый яр", а летом на соседний аэродром "Бабстово", где к 1944 г. был перевооружён на самолёты Як-9.

В течении августа-сентября 1945 г. полк участвовал в Сунгарийской наступательной операции, Маньчжурской операции, Южно-Сахалинской операции и Курильской десантной операции, за что 14 сентября 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР полк был награждён орденом Красной Звезды.

В октябре 1945 г. полк был передислоцирован в Хабаровский край на аэродром "Гаровка", откуда через месяц убыл в Китай на аэродром "Мукден", где пробыл до начала весны 1946 г., после чего вновь вернулся на "Гаровку".

Но уже в середине лета вновь передислоцирован на аэродром "Куйбышевка-Восточная", где пробыл до 1948 г.

Летом 1948 г. полк вновь был передислоцирован в Амурскую область на аэродром "Возжаевка", где дислоцировался до 1977 г.

К 1954 г. 300-й ИАП получил новые машины МиГ-15, к 1972 г. МиГ-17, а к 1977 г. МиГ-21 ПФМ.

В 1957 г. полк был передан в состав войск ПВО и получил наименование 300-й истребительный авиационный ордена Красной Звезды полк ПВО

В 1977 г. полк был передислоцирован на аэродром "Переяславка", передан в состав 1-й воздушной армии Дальневосточного военного округа и получил наименование 300-й авиационный ордена Красной Звезды полк истребителей-бомбардировщиков. На новом месте дислокации он стал переучиваться на новые машины МиГ-23 БМ, а в 1980-х гг. на МиГ-27.

В 1994 г. в ходе сокращения Вооружённых Сил полк был расформирован.

-3

912-й истребительный авиационный полк был сформирован в ЕАО на аэродроме "Бабстово" (но это не точно) весной 1943 г. на основе 912-го смешанного авиаполка военно-воздушных сил 15-й армии Дальневосточного фронта и вошёл в состав 253-й штурмовой авиационной дивизии 10-й воздушной армии Дальневосточного фронта.

В конце весны 1943 г. полк стал получать на вооружение новые машины И-15бис. Весной 1944 г. Як-7б, летом того же года Як-9Д.

В декабре 1944 г. полк был передан в состав 254-й истребительной авиационной дивизии 10-й Воздушной Армии Дальневосточного фронта имея в боевом составе самолёты Як-7б, Як-9Д, И-15бис, По-2 и Як-7В.

К лету 1945 г. полк был полностью перевооружен на истребители Як-9М и Як-9Т на которых в составе 254-й истребительной авиационной дивизии 10-й Воздушной армии 2-го Дальневосточного фронта принимал участие в Советско-японской войне и за участие в боевых действиях против японских войск на территории Китая, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 г. был награжден орденом "Красного Знамени".

В сентябре 1945 г. дивизия вместе с полком перешла в состав 12-й воздушной армии Забайкальско-Амурского военного округа, а в ноябре был передислоцирован в Хабаровский край на аэродром "Гаровка", где пробыл до середины лета 1946 г.

Летом 1946 г. полк был передислоцирован на аэродром "Куйбышевка-Восточная", а весной 1947 г. на аэродром "Возжаевка", где был расформирован в связи с сокращением военно-воздушных сил, а техника и пилоты были распределены между 300-м, 301-м и 302-м истребительными авиаполками.

А в 1980-х гг. началась вертолётная история аэродрома.

-4

Несомненно главным вертолётным полком на аэродроме был 825-й ОТБВП.

Его история берёт своё начало с 5 декабря 1952 г., когда на основании Директив Заместителя МО СССР и Командующего Транспортно-Десантной Авиации Воздушно-Десантных Войск на аэродроме " Алексотас" Литовской ССР был сформирован 825-й Транспортно-Десантный Авиационный Полк в.ч 54902 в составе 35-й Транспортно-Десантной Авиационной Дивизии. Офицеры руководящего состава полка были отправлены в 6-й учебно-тренировочный центр ВВС в г. Торжок, а инженерно-технический состав на заводы МАТ в г. Саратов и г. Молотов, для изучения материальной части.

В течение 1953 г. полк изучал авиатехнику и производил полеты на вертолетах Ми-1у и Ми-4, а также самолетах Ли-2. Уже в 1954 г. личный состав полка участвовал в воздушном параде в г. Москва и на десантных учениях на аэродроме "Витебск".

Весной 1955 г. полк был передан в состав ВТА ВВС, в связи с преобразованием Транспортно-Десантной Авиации ВДВ в Военно-Транспортную Авиацию ВВС и переформирован в 825-й военно-транспортный авиационный полк, а летом вновь принимал участие в параде сил ВВС в г. Москва.

В ноябре 1956 г. 15 вертолетов Ми-4 полка принимали участие в подавлении мятежа в Венгерской народной республике.

Весной 1957 г. экипажи полка выполняли спасательные работы во время наводнения в Чкаловской области и Башкирской АССР.

В 1958 г. экипажи полка выполняли задачи по обеспечению учений наземных войск в разных военных округах и переучивали лётные составы в дружественных республиках.

В 1960 г. полк был передан в подчинение 30-й Воздушной Армии ПрибВО и переименован в в 825-й отдельный вертолётный полк.

В 1962 г. 14 экипажей полка убыли для выполнения правительственных заданий на Кубу, а в 1963 г. ещё 10 экипажей в Заполярье.

В 1964 г. экипажи руководящего состава полка были переучены на вертолёты Ми-6.

Весной 1966 г. экипажи полка выполняли спасательные работы во время паводка на реке Неман.

В 1967 г. полк начал переучивание на вертолёты Ми-8 и принял участие в 12 лётно-тактических учениях, и за успешное выполнение поставленных задач был награжден Знаменем ЦК КПСС Президиума Верховного Совета СССР.

В июне 1968 г. полк во время учебной тревоги полным составом был передислоцирован с аэродрома "Каунас" на Дальний Восток в Амурскую область район села Среднебелое, где вертолёты сели на чистое поле, и при помощи техники местных совхозов с нуля создали новый аэродром "Среднебелое".

К концу 1974 г. в состав полка вошел отряд постановщиков помех на вертолетах Ми-10ПП. Позже полк пополнился машинами Ми-6а и Ми-8.

С 1980 г. экипажи полка начали принимать участие в боевых операциях в Демократической Республике Афганистан и стал Транспортно-Боевым.

Летом 1982 г. полк был передислоцирован в Хабаровский край на аэродром "Гаровка" в составе 1-й ВА ДальВО с частями обеспечения 794-й ОБАТО в.ч. 42146" и 198-я ОРС и РТО в.ч. 06989.

Во время Афганской войны две из четырёх эскадрилий поочерёдно выполняли боевые задачи в Афганистане, а две оставались на аэродроме постоянного базирования. За период боевых действий экипажи полка участвовали в Панджшерской, Кабульской и Шиндандской операциях, и выполняли задачи по ликвидации банд мятежников в провинциях Газни, Гардез, Кунар и Суруби. За участие в боевых действиях составы экипажей были награждены боевыми орденами и медалями.

Соответственно были и потери, причём не маленькие, в следствии чего полк получил народное название "Полк вдов".

В 1990 г. полк с частями обеспечения был передан из состава 1-й ВА ДальВО в подчинение штабу Дальневосточного Военного Округа.

К 1999 г. на вооружении полка находилась одна эскадрилья вертолётов Ми-6А и две эскадрильи вертолётов Ми-8Т и Ми-8МТ.

В начале зимы 2000 г. в полк начали поступать первые вертолёты Ми-26. Это самые большие транспортные вертолёты в мире.

В 2002 г. полк был передан в состав 11-й Армии ВВС и ПВО Дальневосточного Военного Округа.

А в 2010 г. на основании Директивы Генерального Штаба от 04. 12. 2009 г. полк был расформирован. Личный состав и техника были переданы в состав 265-й Авиационной Базы в.ч. 35471, базирующейся на аэродроме "Терек", а на аэродроме "Гаровка" в составе авиабазы была оставлена смешанная вертолетная эскадрилья на вертолётах Ми-8 и Ми-26, техника которой занимает небольшую площадку у ТЭЧ по сей день.

-5

Также в 1982 г. с аэродрома "Терек" на "Гаровку" была передислоцирована 8-я отдельная смешанная вертолётная эскадрилья в.ч. 21901, которая в 1994 г. была передислоцирована на аэродром "Обор", где в 1998 г. была расформирована.

-6

Также в 1981 г. на аэродроме "Гаровка" был сформирован 137-й отдельный вертолётный отряд Гражданской Обороны в.ч. 28611. В 1992 г. отряд был передан в подчинение МЧС, а в 1999 г. передислоцирован на аэродром "Терек", где был переформирован в 171-ю отдельную смешанную авиационную эскадрилью. В настоящее время является ФГБУ "Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России".

Фото найденное в группе служивших в Одноклассниках.
Фото найденное в группе служивших в Одноклассниках.

В 1982 г. на аэродром "Гаровка" с аэродрома "Терек" был передислоцирован 12-й отдельный вертолётный отряд в.ч. 21916, который был расформирован в 1989 г.

В 1991 г. на аэродроме "Гаровка" было сформировано вертолётное звено управления при в.ч. 32883 авиационной дивизии с аэродрома "10-й участок" на вертолётах Ми-8Т, Ми-8П иМи-9 ВКП. Звено было передислоцировано на аэродром "Терек", где в 1997 г. расформировано.

-8

Ну вот мы и у цели перед главным КПП. Направо уходит дорога на аэродром, а налево в военный гарнизон, о котором мы уже писали большой подробный пост. Но всё же заглянем туда в караульный городок, который мы не охватили в обзоре про гарнизон.

-9

В гарнизоне раньше был установлен в качестве памятника самолёт Ли-2Т, который начали выпускать в 1940 г.

-10

Несколько лет назад этот памятник демонтировали и перевезли на центральную авиабазу "Терек", установив на открытой площадке музея аэродрома. О этом аэродроме вы можете также почитать наш подробный пост.

Фото офицеров у памятника, найденное в группе служивших в Одноклассниках.
Фото офицеров у памятника, найденное в группе служивших в Одноклассниках.
Фото 1986 г., найденное в группе служивших в Одноклассниках.
Фото 1986 г., найденное в группе служивших в Одноклассниках.

Один из довольно редких вертолётов Ми-10ПП также был установлен в военном городке "Гаровка-2" в качестве экспоната. По нему очень любили лазать дети и это часто приводило к травмам в виду его размеров, и в итоге вертолёт был демонтирован с площадки.

-13

Ну а теперь заглянем в бывший караульный городок недалеко от КПП.

-14

Нам довелось застать его ещё с неспиленными вышками.

-15

Внутренняя территория как, принято в подобных городках, представляла из себя лабиринт из заборов с колючей проволокой.

-16
-17

Одно из мест для разрядки осмотра оружия.

-18

Даже крыша караульного помещения здесь была опутана проволочными заграждениями.

-19
-20

Заглянем внутрь.

-21
-22

Место хранения 13 единиц автоматов.

-23

Но внутри смотреть было уже особо не на что.

-24
-25
-26

Хранилище вооружения при караульном помещении.

-27

Здесь сохранился журнал учёта.

-28

Различные инструкции.

-29

И кучи стрелянных гильз от сигнальных ракетниц.

-30

Немного ввели в недоумение найденные на складах коробки от малокалиберных спортивных винтовок.

-31

Одна из прикрывавших здание огневых точек СПС.

-32

Наземные склады неподалёку в гарнизоне.

-33

Небольшая котельная.

-34

Ну а теперь пройдём на сам аэродром.

-35

Мы движемся по бывшей рулёжной дорожке для когда-то базировавшихся здесь самолётов.

-36

Первым делом заглянем за этот КПП к позиции РСП в.ч. 35471-И, где располагались радиолокационные станции системы посадки.

-37

Здесь была своя баня.

-38

Внутри этого кунга на крыше был смонтирован бак для воды.

-39
-40

Останки позиции РЛС. У бокса виден сгоревший кунг от аппаратуры, а на крыше раньше стоял приводной маяк.

Внутри гаража помимо техники раньше располагались склады ЗИП и отделённый стеной дизель-генератор.

-41

Разбитое зеркало и кусок прицепа это всё, что осталось от когда-то установленного на крыше маяка.

-42

Рядом со зданием валялся кожух от дизель-генераторной электростанции.

-43

По кустам разбросано несколько гнилых кунгов.

-44

Рядом с КПП ещё было оборудовано небольшое подземное овощехранилище.

-45

Проходим ещё действующую на тот момент подстанцию.

-46

И держим путь к антенному полюкомандно-диспетчерского пункта.

-47

А вот и сам КДП, представлявший собой трёхэтажное здание с большой остеклённой кабиной на крыше.

-48

Конечно мы не могли не заглянуть внутрь.

-49

Конечно внутри всё уже было разбито и разграблено.

-50
-51

Рубка дежурного радиста небольшого радиоузла.

-52
-53

Повсюду встречалась различная документация на оборудование связи.

-54

Останки разграбленных мародёрами стоек.

-55
-56

Стёкла сигнальных маяков.

-57
-58

Различные карты целыми пачками.

-59

В целом довольно пусто и сыро.

-60

Запасные радиолампы встречались целыми коробками.

-61

Окутанный паутиной старый противогазный фильтр с кучей пойманных мух. Пауки тут себя явно чувствуют хорошо.

-62
-63

Главный пульт в кабине КДП. Вернее то, что от него осталось на момент посещения.

-64

Последняя запись в оставленных документах датирована 2010 г. Хотя до 2014 г. здесь всё ещё охранялось.

-65

По углам кабины располагались интересные вогнутые зеркала. Интересны они тем, что показывают не привычное отражение как в домашних зеркалах, а развёрнутое как экран фронтальной камеры на вашем смартфоне.

-66

Повсюду разбросаны различные схемки.

-67

Вид на рулёжную дорожку.

-68

И выезд на ВПП. Давайте пройдём туда.

-69

Вот мы и на взлётно-посадочной полосе ВПП 04/22 длиной 2281 и шириной 37 метров.

-70

ВО время базирования здесь вертолётных полков полоса принимала транспортную авиацию.

-71

Теперь она стоит заросшей и не используется.

-72

У рулёжки мы нашли один из домиков частей обеспечения со складами.

-73

Что здесь хранилось уже не ясно. Возможно топливо.

-74

Одно из крохотных убежищ личного для состава красиво заросшее цветами.

-75

Площадка складов вооружения.

-76

Самый обычный ангар.

-77

И конечно караульная вышка.

-78
-79

Вид на аэродром. В небе виден вертолёт ещё базирующейся на краю аэродрома эскадрильи.

-80
-81

Вот такая эстакада, обустроенная прямо на рулёжной дорожке.

-82

Очередное убежище личного состава.

-83

А это бывшая площадка для авиатехники.

Фото найденное в группе служивших в Одноклассниках.
Фото найденное в группе служивших в Одноклассниках.

Когда-то здесь было так.

Фото найденное в группе служивших в Одноклассниках.
Фото найденное в группе служивших в Одноклассниках.
Фото 1989 г., найденное в группе служивших в Одноклассниках.
Фото 1989 г., найденное в группе служивших в Одноклассниках.
-87

Ну и напоследок заглянем к действующей части.

-88

Где ещё стоит несколько вертолётов Ми-26 и Ми-8.

-89

Периодически они летают и сбрасывают парашютистов.

-90

А на этом всё.

-91

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655

Спасибо за просмотр и до новых встреч.