6 августа 1943 года во второй половине дня подводная лодка Щ-216 под командованием капитана 3 ранга Григория Карбовского атаковала в Черном море северо-восточнее Босфора неприятельский конвой в составе одного сухогруза, одного танкера, двух румынских эсминцев и двух германских "раумботов". С дистанции около 2600 метров субмарина произвела трехторпедный залп из подводного положения, после чего был четко слышен один взрыв. Подводники доложили о потоплении танкера водоизмещением 12 тысяч тонн, и в общем-то, оказались не сильно далеки от истины. Одна из торпед попала в носовую часть танкера "Фридерике" тоннажем 7327 тонн и нанесла серьезные повреждения. Корабль пришлось взять на буксир и отвести кормой вперед в ближайший порт, после чего длительное время ремонтировать. Что же касается охранения, то один из румынских эсминцев (или "Регеле Фердинанд", или "Регина Мария") стал преследовать Щ-216 и произвел сброс 37 глубинных бомб, причем весьма точно. Субмарина получила ряд повреждений, ввиду чего вынуждена была даже отойти в турецкие территориальные воды и всплывать для проведения срочного внешнего ремонта силами экипажа. Спустя два дня, 10 августа, подводная лодка вернулась на свою базу в Батуми.
Несмотря на то, что "Фридерике" стал самым крупным по тоннажу неприятельским кораблем, выведенным из строя черноморскими подводниками с момента начала войны, успех экипажа Щ-216, мягко говоря, не впечатлил командование. 23 октября командир Бригады подводных лодок Черноморского флота капитан 1-го ранга Андрей Крестовский издал приказ № 02230/217, в котором, в частности, говорилось следующее:
"Замечания по атакам
1. Из-за плохо организованного наблюдения
а) Пропустил необнаруженным проход двух эскадренных миноносцев и четырех сторожевых катеров с норда через позицию к Босфору.
б) Поздно обнаружил на дистанции 30 кабельтовых корабли охранения два эскадренных миноносца и четыре сторожевых катера, ходящих переменными курсами в районе позиции на границе территориальных вод в ожидании выхода из Босфора транспортов.
в) Поздно обнаружил (на дистанции 30 кабельтовых) транспорт и танкер противника, вышедшие из Босфора...
3. Скорость подводной лодки на боевом курсе - 4 узла, и назначенный для стрельбы интервал 9 секунд говорит за то, что командир имел все возможности выйти на дальность залпа 4 кабельтовых. Из-за каких-то "высших" соображений стремился выйти на дальность залпа более 10 кабельтовых.
Это решение показывает, что командир боится близких гвардейских дистанций стрельбы, не понимая, что они не только обеспечивают ему нанесение неотвратимого удара по противнику, но и большую безопасность для подводной лодки...
8. Преследование прекратилось в 13 часов 08 минут. Нужно было сразу же донести для наведения на конвой нашей авиации время, квадрат, курс, ход, состав конвоя и результат атаки. Не понимая этого, командир донес только в 00 часов 28 минут, этим самым командир спас конвой противника от удара нашей авиации.
Считаю действия капитана 3-го ранга Карбовского во время атаки неправильными, нерешительными и нецелеустремленными на уничтожение противника. Оценка - неудовлетворительно.
Приказываю:
1. 13-й боевой поход подводной лодки Щ-216 считать выполненным с оценкой неудовлетворительно.
2. Танкер противника "Firus" согласно подтверждения разведотдела Черноморского флота считать подбитым одной торпедой подводной лодки Щ-216.
3. Обращаю внимание капитана 3-го ранга Карбовского:
а) На нерешительность, проявленную при боевых соприкосновениях с противником, в результате чего имел 4 неуспешных атаки и вместо потопления только подбил танкер "Firus".
б) На плохо организованное наблюдение в перископ, в результате чего пропустил необнаруженными 3 конвоя противника и поздно обнаруживал атакованные конвои противника.
4. Подтверждаю требование - сближаться на минимально возможную дальность залпа и стрелять максимально возможным числом торпед в залпе.
Командир бригады ПЛ ЧФ капитан 1-го ранга Крестовский
Начальник штаба БПЛ ЧФ капитан 1-го ранга Соловьев"
Пострадавший от торпедной атаки Щ-216 танкер имел весьма интересную биографию. Он был построен во Франции в 1929 году, изначально именовался "Фируз" и принадлежал компании "Association Petroliere". В 1940 году был захвачен немцами и стал служить уже под германским флагом и именем "Фридерике". 11 мая 1944 года корабль пережил еще одну торпедную атаку - на сей раз со стороны субмарины Л-4. Взрывом торпеды было разрушено машинное отделение, но танкер остался на плаву и был отбуксирован для ремонта в Констанцу, где его и захватили советские войска. К 1945 году бывший "Фируз" сменил флаг и имя уже в третий раз. Теперь он стал называться "Волгодонск" и вошел в состав Одесского пароходства. Судя имеющимся данным, корабль прослужил в советском гражданском флоте как минимум до начала 60-х годов.
Michael Traurig