Существует два утверждения, касательно кинематографа в СССР. С одной стороны, все мы знаем, что советское кино было самым лучшим на свете. С другой, все мы знаем, что страшная цензура запрещала любые проявления творческой мысли.
Самое время задаться вопросом - как же появлялись самые лучшие фильмы, при самой страшной цензуре?
Ответ, на самом деле в том, что и цензуру преувеличивают и фильмы бывали не только хорошие, но и очень посредственные. А иногда режиссёры обманывали страшных цензоров, разными способами.
Об этом сегодня и расскажу.
1. Кавказская пленница
По самой сути своей работы цензору необходимо хоть что-то из картины выкинуть, иначе может показаться, что он не работает. Зная об этом, хитрый Гайдай специально снял для "Кавказской пленницы" откровено хулиганскую заставку.
ТаК, вначале троица жуликов по очереди пишут на заборе «ХУ…», затем появляется милиционер и они быстро дописывают «…ДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ».
Да, вы никогда не видели эту заставку, так как её потребовали убрать. По словам современников, Гайдай комментировал это так:
«Я знал, что уберут это — и успокоятся».
2. "Бриллиантовая рука"
Помните ядерный взрыв в конце фильма? Конечно не помните. Гайдай добавил его в самом конце фильма и на худсовете во всю настаивал на его необходимости. Так как это отражает напряжённую международную обстановку!
После долгих споров он наконец согласился убрать взрыв и переозвучить пару реплик.
Именно так хитроумные режиссёры обходили злых цензоров, причём ещё с древних времён. Нужно просто добавить в кино, что-то явно неуместное, непозволительное, а потом отстаивать это как необходимый элемент.
Когда режиссёр, наконец-то, соглашается выбросить это, цензоры уже будут довольны своей победой. Ну и на фоне того, что автор прилепил специально, остальное покажется не таким уж страшным.
3. Иван Васильевич меняет профессию
И, наконец, мой любимый фильм Гайдая. В первом монтаже было крупно показано, что там на заграничной ручке, которую потом шведскому послу подарил Жорж Милославский.
Если что, поясняю, там девушка в купальнике, а когда ручку переворачиваешь, купальник исчезает.
Разумеется это требовали вырезать, а режиссёр ещё какое-то время упирался. Зато потом, вечером, хвастал, мол, всё сработало, фильм остался нетронутым.
На примере фильмов Гайдая мы с вами познакомились с тем, как совмещались в Советском Союзе талант режиссёра, строгая цензура и на выходе получались гениальные фильмы.
Есть ли у вас на примете фильмы советских времён, глядя на которые вам кажется, что цензура просто не могла это пропустить?