Думаю, многие из вас смотрели фильм "Изгой", где главный герой спасся с места приводнения самолёта на спасательном плоту. По правде говоря, его могли найти раньше, чем он попал на остров, однако спасательный маяк был потерян из-за обрыва троса. Сам плот был скромный по своим размерам, однако это не значит, что в авиации поголовно используются только такие плавательные средства.
Кто-то может подумать, что попасть в подобную ситуацию очень тяжело, однако история знает случаи, когда в результате потери самолёта над водными пространствами пассажирам приходилось спасаться всеми силами.
Как вы уже знаете, любые правила в авиации "пишутся кровью". Это значит, что безопасность людей в данной отрасли развивалась постепенно, по мере появления проблемы. Из-за бурного развития авиационных перелётов над огромными водными просторами, конструкторы решили внедрить соответствующую спасательную систему. Как правило, при экстренной посадке на воду, пассажирам выдаются спасательные жилеты и конечно же плот (и даже не один!). В этой статье я бы хотел рассказать о последнем, на примере отечественного
авиационного спасательного плота СП-12.
Что представляет собой авиационный аварийно-спасательный плот СП-12?
Плот СП-12 изготовлен из прорезиненной ткани. Имеет три изолированных отсека. У него имеется днище, несколько бортов и тент. Тент выполняет сразу несколько функций: он защищает от ветра, воды и даже солнца.
У СП-12 есть только два выхода с разных сторон. Они закрываются изнутри специальными фартуками из прорезиненного материала.
Снаружи плота имеется специальная верёвка (леер), которая позволяет людям держаться за плот во время перехода из самолёта на воду.
СП-12 можно использовать при температуре от -39 до +50 °С.
Длина СП в специальном чехле составляет 1300 мм, диаметр - 420 мм. Масса плота составляет 65 кг. Вмещает в себя 12 человек.
В накачанном состоянии его диаметр составляет 2975 мм. Высота - 1350 мм. Плот накачивается с помощью специальных баллонов, укрепленных на нём. Время заполнения составляет -3,5 минуты. Рабочее давление не более 0,016 МПа
Надувная часть плота представляет собой три отдельных отсека: нижний, верхний и внутренний. В каждом отсеке есть впускные и выпускные клапаны. На нижнем и верхнем отсеке есть предохранительный клапан.
Надувная оболочка плота выполнена в виде 3-х отдельных отсеков: нижнего, внутреннего и верхнего. В каждом отсеке вклеены клапаны впускной и выпускной. Нижний и верхний отсеки имеют предохранительные клапаны.
Нижняя часть плота (площадка) представляет собой три надувных концентрических кольца, расположенных в одной плоскости. Данные кольца соединены между собой радиальными надувными распорками. Наружное кольцо имеет восемь надувных стоек каркаса для тента. В верхней части надувные стойки замыкаются небольшим надувным кольцом.
Оболочки нижнего и верхнего отсеков оснащены специальными карманами, в которых располагаются баллоны. Каждый баллон соединяется с оболочкой металлическим штуцером с обратным клапаном.
Площадка обтянута прорезиненной тканью как сверху, так и снизу. Верхняя обтяжка является своеобразной палубой. Нижняя служит водобалластной камерой, чтобы в случае заполнения водой придает хорошую устойчивость при сильных волнах.
На стойке каркаса имеется тент, окрашенный в красно-оранжевый цвет.
Также, плот ПС-12 имеет с собой в комплекте два разъемных весла. Специально для вёсел у входа на палубу тента имеются специальные уключины. Для сбора дождевой воды часть тента имеет два резервуара с резиновыми трубками и специальными краниками.
Впереди надувного плота имеется специальный карман для хранения всех принадлежностей (плавучий якорь, баллон для питьевой воды, черпаки и т.д.).
Помимо всего вышеперечисленного на плоту имеется 11 мешков с герметичной горловиной. Также, в середине плота между палубой и днищем расположено место, служащее для хранения продуктов питания, медикаментов и прочих вещей.
Практически каждый самолёт, летающий по длинным маршрутам над океаном или морями, имеет на своем борту подобные плоты. Количество плотов рассчитано таким образом, чтобы каждому пассажиру и члену экипажа хватило места для спасения. Располагаются плоты в местах, откуда в случае аварии будет удобнее их достать. Как правило, такие места находятся у аварийных люков, запасных выходов. Каждый плот оборудован всеми необходимыми средствами спасения: ракеты, пиропатроны, медикаменты и даже радиопередатчики.
В случае приводнения и необходимости срочно покинуть самолёт, спасательный плот может стать вашим вторым домом на какое-то время. Самое главное - не поддаваться панике.
Если вам понравилась данная статья, не поленитесь, поставьте палец вверх! Также советую подписаться на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые интересные публикации! Напоминаю вам, что у меня появился YouTube-канал, там я рассказываю об интересных самолётах и не только. Буду признателен, если вы подпишитесь и на него!