Найти тему
MC Theory

Что значит "тональность До-мажор"?

Музыкальные лады и гаммы

Здравствуйте, уважаемые читатели и начинающие музыканты. Это первая вводная статья, открывающая очень большую тему музыкальных ладов. Пожалуй, даже человек, никогда не интересовавшийся музыкой, слышал такое словосочетание, как, например, «тональность до-мажор». Но что это значит? Допустим, с «до», более менее, понятно, эта нота точно где-то тут должна быть. Но что дальше? Какие еще ноты или их сочетания тут используются и почему?

 

Как помним, октава разделена на 12 полутонов, от одной ноты до другой такой же в следующей октаве - 12 шагов. Логично, что существует огромное количество вариантов, как можно пройти эти 12 шагов: по каждому полутону, целыми тонами, через полтора тона, всевозможные сочетания с разным количеством пропусков на каждом шаге, например, тон-полутон, и так далее. И каждый из таких способов будет создавать свое уникальное, отличное от любого другого, сочетание звуков. Любая гамма – это как раз и есть конкретно выбранный способ прохождения одной октавы, все выбранные ноты, записанные подряд. А сочетание выбранных нот, весь комплекс соотношений между звуками, характер этого сочетания – и есть музыкальный лад. 

12 полутонов в октаве
12 полутонов в октаве

Некоторые из этих вариантов будут благозвучны, другие покажутся экзотическими, но все это создает неисчислимое количество вариантов для творчества, потому что даже одни и те же ноты, в зависимости от того, какие ноты звучат до нее или после, будут звучать по-разному. Различные их сочетания, разные интервалы, будут создавать собственные взаимоотношения, тяготения, характер звучания. Поэтому, когда я слышу такое мнение, мол, что нового можно придумать в музыке, ведь нот всего семь, мне становится, откровенно говоря, смешно. 

Начнем с самых привычных для нашего современного слуха ладов – тональных. Это мажорный и минорный лад. Мажорный и минорный лады так плотно захватили музыкальный Олимп, что в некоторых, даже авторитетных учебниках, познание других ладов производится через сравнение с минором или мажором. Отчасти, это оправдано, большая часть музыки создана на основе закономерностей тональных ладов – мажора и минора. Любой музыкант, увидев запись, например, «мажорный лад с повышенной шестой ступенью», или услышав это от коллеги, однозначно поймет, что следует сыграть. Но на самом деле это ошибочно, модальные лады, лады народной музыки, обладают совсем иными закономерностями и тяготениями. Это, примерно, то же самое, что измерять вес в килограммах, путая это понятие с массой. В обиходе это допустимо, мы все понимаем друг друга, когда просим в магазине взвесить полкило мяса. Но если мы хотим быть профессионалами, или хотя бы просто грамотно разбираться в музыкальных ладах, то должны понимать, что модальные лады не то же самое, что тональные с измененными ступенями, это разные вещи. Мы постепенно разберем все используемые лады и поймем, почему это так. К каждому ладу я, конечно же, буду приводить примеры из музыки. После освоения ладов мы перейдем к гармонизации и аккордовым последовательностям. 

А в следующей статье, как уже говорилось, начнем освоение мажорного лада.

 

Если вам понравился материал, не забудьте поделиться «лайком». Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи, это поможет и продвижению канала. Если возникли какие-то вопросы, пишите в комменты.