«Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и прошения Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Своё благоговение» (Евр. 5:7).
В Гефсиманском саду Иисус немного отошёл от Своих троих апостолов и опустился на колени, а затем и вовсе распростёрся пред Своим Богом. Он молился: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). В следующий час Он ещё дважды возвращался в это уединённое место и молился о том, чтобы в приближающемся великом испытании Он мог бы исполнить волю Своего Отца. Дух этих двух последних молитвенных периодов выражен в Его короткой мольбе: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя» (Мф. 26:42).
Иисус был безгрешным Сыном Божьим. Ясно, что никто на земле никогда не молился так, как Он. Моисей, Самуил и Даниил, какими бы пламенными и верными ни были они в молитве, по совершенству и искренности молитвы не могли равняться с Иисусом. Истории не известен никто другой, кто бы молился так же праведно и ревностно, как это делал Иисус под тенью олив Гефсимании.
Вслушиваясь в Его молитвы и видя Его муку и страдание, мы не можем не задать этот вопрос: «А получил ли Он ответ на Свои молитвы?» Если мы думаем только о Его просьбе пронести «чашу» мимо Него, тогда ответ будет «нет». Далее из всех четырёх Евангелий мы узнаём, что Иисус был распят, то есть выпил чашу. Евангелия рассказывают нам о том страшном моменте, когда Он разлучился со Своим Отцом, понеся наши грехи. Бог не ответил «да» на эту часть Его молитвы, потому что Он не мог сделать это и всё равно даровать спасение грешному роду человеческому.
Однако если мы подумаем о духе Его молитв — лежащей за ними мысли о покорности, присутствующей в каждой Его мольбе, — мы осознаем, что Бог услышал Его молитвы и ответил на них. Эта истина, в частности, подчёркивается в Евр. 5:7. Автор Послания к евреям говорит: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и прошения Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Своё благоговение».
Фраза «во дни плоти Своей» указывает на земную жизнь и служение Иисуса. «С сильным воплем и со слезами» — это, скорее всего, ссылка на Его молитвы в Гефсимании. В Евангелиях не упоминаются Его слёзы, но они, тем не менее, рисуют яркую картину борьбы в саду — борьбы таких масштабов, что нельзя было найти слов для её описания. Когда Иисус опустился на колени, чтобы помолиться, Он был в сильной тревоге, глубокой печали и великом горе. Слова «с сильным воплем и со слезами» выражают глубочайшие эмоции. «Молитвы» — это мольбы, искренние просьбы дать необходимое; «прошения» — это горячие призывы. «Молитвы» и «прошения» вкупе с «сильным воплем и со слезами» дают нам одну из самых волнующих сцен во всей Библии.
В Евр. 5:7 также говорится, что Он «услышан был за Своё благоговение». Да автор послания говорит, что Иисус получил ответ. Бог увидел Его благоговение, Его благочестивый страх и глубокое почтение к Его воле и выполнил Его просьбы. Если мы немного подумаем, то увидим, каким именно образом ответил Бог.
Во-первых, мы заметим, что Его укрепили ангелы
Лука говорит, что по окончании первого молитвенного периода Иисусу явился ангел, укрепивший Его. Он пишет: «Явился же Ему ангел с небес и укреплял Его» (Лк. 22:43). Мы не можем ничего конкретного сказать о характере этого укрепления, но, наверняка, Его тело было каким-то божественным образом поддержано, чтобы выдержать предстоящее испытание. Бог не спасал Его от смерти, но Он обещал избавить Его, проведя через смерть. Ответ Бога на Его молитвы можно сравнить с Его ответом Седраху, Мисаху и Авденаго, когда они были в огненной печи (Дан. 3:26). Он не пожелал вызволить их из печи; Он пожелал поддержать их в ней. Он не только поддержал Иисуса в Его распятии, Он также избавил Его от могилы, воскресив из мёртвых.
Кроме того, Бог ответил на Его молитвы, подготовив Его к тому, чтобы встретить распятие спокойно и с божественным достоинством
Описание того, как наш Господь держался во время судов и самого распятия, не может не произвести на нас глубокое впечатление. Ни один человек в истории не переносил боль и страдания так, как Иисус. Без сомнения, именно Его божественное поведение убедило одного из разбойников в том, что Он Мессия, так что он попросил места в Его царстве (Лк. 23:42). Тело Иисуса, может, и содрогалось при приближении креста, но Его сердце полностью отдалось на Божью волю. В ответ на Его молитвы в саду Бог дал Ему внутреннюю силу и духовную проницательность, каких потребует предстоящее испытание смертью.
Ещё мы увидим, что Бог ответил на Его просьбу прославить Его
Ранее Иисус сказал в том, что называют Его малой Гефсиманией: «Душа Моя теперь сильно взволнована; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришёл. Отче! Прославь имя Твоё» (Ин. 12:27, 28). В ответ глас с небес возвестил: «И прославил и еще прославлю» (Ин. 12:28). Некоторые в толпе, окружавшей Иисуса, подумали, что прогремел гром, а другие решили, что с Ним говорил ангел (Ин. 12:29). Превыше какого бы то ни было физического облегчения, которое Он мог получить, больше какого бы то ни было избавления от собственной боли Иисус стремился прославить Своего Отца. Он преследовал эту цель в Своём сердце и в Своих молитвах.
Услышал ли Бог эту часть Его молитв? Несомненно. Анализируя события вокруг креста, давайте внимательно посмотрим, как Иисус реагировал на Своих врагов, на страдание от пыток, на издевательства и насмешки. Его слова, поведение и покорность принесли вечную славу Его Отцу.
Мы также увидим, что ответ на молитвы Иисуса состоял в том, что была исполнена воля Его Отца
Ведь это желание было в центре всех Его просьб. Его молитвы всё время перемежались фразой «не Моя воля, но Твоя да будет». Он вступил в сад со страстным желанием исполнить Божью волю, и Он покинул этот сад с тем же желанием. Дьявол со всей неотразимостью своей логики доказывал, что подобное желание следует отмести, но Иисус продолжал молиться о том, чтобы воля Бога была исполнена. Он одержал победу над сатаной. Бог ответил на эти молитвы, осуществив Свою волю через Иисуса. Бог работал над Своим предвечным изволением даровать спасение миру, и этот Его план предполагал крест. У Бога не было иного пути спасти человечество, и Иисус смиренно подчинился Его воле.
Уроки, которые мы черпаем из молитв Иисуса и ответов на них Бога, нам следует бережно сохранять в своём сердце. Во-первых, они учат нас, что главным желанием, лежащим в основе наших молитв, должно быть желание исполнить волю Божью. Его воля — это не только самое лучшее решение для нас, это самое лучшее решение для всего мира.
Во-вторых, Его молитвы учат нас, что то, чего хочет наше тело, и то, в чём мы действительно нуждаемся, могут не совпадать. Наши тела сопротивляются боли и желают комфорта. Таковы дух и характер всего физического. Лазарь был болен и, несомненно, хотел поправиться, но разве его исцеления на тот момент и в том месте требовал Божий план? См. Ин. 11:4, 15, 25. Иисус не собирался кого-то поставить на ноги после болезни; Он хотел кого-то воскресить из мёртвых, чтобы мир мог иметь свидетельство, что Он послан Богом. Разве мы не рады, что Божья слава превзошла требования физического?
В-третьих, эти молитвы учат нас, что Бог обязательно ответит на молитвы праведных наилучшим для них образом. Наш Бог слышит наши молитвы! Когда праведные люди молятся, Он не подведёт их. Давайте никогда не забывать слова Иоанна: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Ин. 5:14).