Найти в Дзене
Мысли в пути

15 фильмов, которые изменили кинематограф

Оглавление

Салют!

Киноленты, которые стали прорывом в построении сюжета, спецэффектов и качестве съёмок.

1. Броненосец «Потёмкин»

СССР, 1925 год.

Драма, исторический.

Длительность: 75 минут.

IMDb: 8,0.

Возмущённые некачественным питанием моряки захватили корабль. Позже мятежные настроения перекинулись и на жителей Одессы. История закончилась расстрелом мирного населения.
Возмущённые некачественным питанием моряки захватили корабль. Позже мятежные настроения перекинулись и на жителей Одессы. История закончилась расстрелом мирного населения.

Эпичная и захватывающая картина гениального режисера Сергея Эйзенштейна повествует о реальном событии — восстании на броненосце в 1905 году. Возмущённые некачественным питанием моряки захватили корабль. Позже мятежные настроения перекинулись и на жителей Одессы. История закончилась расстрелом мирного населения.

Эйзенштейн заслужил славу экспериментатора в кинематографе. И в этом замечательном фильме есть удивительные и поражающие для того времени визуальные эффекты, допустим, оживающие каменные львы.

Но самое значимое и весомое достижение Эйзенштейна в этой киноленте— виртуозная работа с монтажом и ракурсами. Атмосфера создаётся с помощью показа одного и того же события с разных ракурсов и крупных планов. Эти приёмы полностью погружают зрителя в происходящее.

Именно находки из этого прекрасного фильма долгие годы использовали монтажёры, режиссёры, операторы практически во всём мире.

2. Певец джаза

The Jazz Singer

США, 1927 год.

Мюзикл, драма, комедия.

Длительность: 88 минут.

IMDb: 6,5.

 В «Певце джаза» впервые появились сцены с речью актёров. В совокупности они продолжаются около двух минут, не считая нескольких песенных композиций. Однако с этого проекта немые фильмы медленно уходят в прошлое.
В «Певце джаза» впервые появились сцены с речью актёров. В совокупности они продолжаются около двух минут, не считая нескольких песенных композиций. Однако с этого проекта немые фильмы медленно уходят в прошлое.

Джеки Рабинович мечтает исполнять джаз. Но он родом из иудейской семьи церковного певчего, и члены семьи против его музыкальной карьеры. Пробиться герою помогает влюблённая в него звезда комедии.

Эта картина открыла эпоху звукового кино. Ранее в кинолентах использовались только фоновые звуки или же вставки с музыкальными номерами. В «Певце джаза» впервые появились сцены с речью актёров. В совокупности они продолжаются около двух минут, не считая нескольких песенных композиций. Однако с этого проекта немые фильмы медленно уходят в прошлое.

3. Белоснежка и семь гномов

Snow White and the Seven Dwarfs

США, 1937 год.

Сказка, мюзикл.

Длительность: 83 минуты.

IMDb: 7,6.

Красавице пришлось сбежать в лес, где о ней позаботились приютившие её семь гномов, которые работали в алмазной шахте.
Красавице пришлось сбежать в лес, где о ней позаботились приютившие её семь гномов, которые работали в алмазной шахте.

Экранизация всемирно известной сказки от студии Уолта Диснея повествует о прекрасной принцессе Белоснежке, которую хотела уничтожить злая мачеха. Красавице пришлось сбежать в лес, где о ней позаботились приютившие её семь гномов, которые работали в алмазной шахте.

Иногда этот мультфильм называют первой полнометражной анимационной картиной. На самом деле ещё в 1917 году Квирино Кристиани, аргентинский мультипликатор, создал сатирическую ленту, которая длилась около 70 минут. Тем не менее это совершенно не умаляет заслуг «Белоснежки». Ведь эта замечательная картина продемонстрировала, что дети способны просидеть в кинотеатре практически полтора часа.

Кроме того, фильм стал техническим достижением и прорывом: студия Disney использовала инновационные и самые современные технологии, чтобы сделать нарисованных главных героев максимально похожими на реальных людей. До этого абсолютно каждое движение персонажа состояло из десяти промежуточных кадров. В «Белоснежке» число удвоили, и картинка стала более плавной. К тому же ради реалистичности создатели добавлены замахи, вздохи и прочие мелкие жесты.

Огромные вложения (около полутора миллионов долларов) окупились с лихвой. Картина не только помогла укрепить и стабилизировать финансовое положение компании, но и открыла путь другим не менее гениальным и легендарным полнометражным мультикам, которые позднее прославили Disney.

4. Гражданин Кейн

Citizen Kane

США, 1941 год.

Драма.

Длительность: 119 минут.

IMDb: 8,3.

Этот фильм наполнен красочными  флешбэками, которые постепенно раскрывают прошлое главного персонажа.
Этот фильм наполнен красочными флешбэками, которые постепенно раскрывают прошлое главного персонажа.

Чарльз Фостер Кейн, газетный магнат,  умирает в своём доме, произнося загадочное слово слово rosebud (розовый бутон). Смерть столь знаменитого человека вызывает бурную и эмоциональную реакцию общественности, и ответственный журналист Томпсон получает задание разобраться в его прошлом.

Режиссёр Орсон Уэллс ещё один экспериментатор мира кинематографа. Его фильм буквально открыл эру независимых фильмов, которые были сняты согласно видению режиссёра, без определенного влияния студийных продюсеров на творческий процесс.

Не менее значимо, что в этой киноленте режиссер отошёл от традиционной линейной формы построения сюжета. Этот фильм наполнен красочными флешбэками, которые постепенно раскрывают прошлое главного персонажа. Без этого шедевра наверняка не было бы легендарных работ Мартина Скорсезе, Квентина Тарантино и многих других известных режиссёров.

5. Семь самураев

Shichinin no samurai

Япония, 1954 год.

Драма, приключения.

Длительность: 207 минут.

IMDb: 8,6.

В этой киноленте постепенно вводят значимых действующих лиц, потом демонстрируют их конфликты и попытки найти общий язык.
В этой киноленте постепенно вводят значимых действующих лиц, потом демонстрируют их конфликты и попытки найти общий язык.

Япония XVI века. Для защиты деревни от беспрестанных набегов банды мародёров жители нанимают талантливого самурая. Он собирает группу из семи человек и помогает всем объединиться против общего злодея.

Классическая картина Акиры Куросавы стала прототипом множества экшен‑фильмов. Всё дело в том, что Куросава поднял темы, которые актуальные во все времена.

К тому же режиссёр создал эталонную раскрытия персонажей и схему повествования, которой пользуются до сих пор. В этой киноленте постепенно вводят значимых действующих лиц, потом демонстрируют их конфликты и попытки найти общий язык. Персонажи общаются с представителями иного класса, готовятся к главному сражению и, в конце концов, вступают в противостояние с врагами.

6. Психо

Psycho

США, 1960 год.

Триллер, детектив.

Длительность: 109 минут.

IMDb: 8,5.

Фильм проложил дорогу целому направлению триллеров и хорроров, где мрачная атмосфера нагнетается с помощью замедления темпа, крупных планов и теней.
Фильм проложил дорогу целому направлению триллеров и хорроров, где мрачная атмосфера нагнетается с помощью замедления темпа, крупных планов и теней.

Мэрион Крэйн спонтанно ворует на работе деньги и уезжает из города. По пути она останавливается в мотеле. Им управляет Норман Бейтс — обаятельный молодой человек, у которого очень подозрительные взаиотношения с матерью.

Альфреда Хичкока не зря называют мастером саспенса. Фильм проложил дорогу целому направлению триллеров и хорроров, где мрачная атмосфера нагнетается с помощью замедления темпа, крупных планов и теней.

Кроме того, фильм считают одним из прародителей сюжетов в кинематографе с резким поворотом в финале, а также предшественником слэшеров — поджанра ужасов, где маньяк убивает подростков.

7. Восемь с половиной

Италия, Франция, 1963 год.

Драма.

Длительность: 138 минут.

IMDb: 8,0.

Культовый фильм Федерико Феллини — истинная и торжественная ода воображению, разрушающая грани реальности. Феллини одним из первых отошёл от последовательной, логичной истории, позволив публике самостоятельно решать, что из показанного на экране происходит в реальности.
Культовый фильм Федерико Феллини — истинная и торжественная ода воображению, разрушающая грани реальности. Феллини одним из первых отошёл от последовательной, логичной истории, позволив публике самостоятельно решать, что из показанного на экране происходит в реальности.

Режиссёр Гвидо Ансельми планирует снимать новый фильм. Всё уже готово к началу работы, но создатель понимает, что разочаровался в жизни и находится в творческом тупике. Режиссер никак не может продумать будущую картину и постоянно погружается в фантазии.

Культовый фильм Федерико Феллини — истинная и торжественная ода воображению, разрушающая грани реальности. Феллини одним из первых отошёл от последовательной, логичной истории, позволив публике самостоятельно решать, что из показанного на экране происходит в реальности.

Такая структура даёт автору больший простор для самовыражения. Благодаря этому фильму увидели свет многие киноленты Дэвида Линча, Даррена Аронофски и остальных независимых режиссёров, любящих сюрреализм.

8. 2001 год: Космическая одиссея

2001: A Space Odyssey

США, Великобритания, 1968 год.

Научная фантастика, триллер.

Длительность: 162 минуты.

IMDb: 8,3.

 В заключительной сцене, когда персонаж переживает психоделический опыт во время полёта, впервые применили недавно созданный приём: кадры снимали через узкую щель в заслонке объектива, а после склеивали, создавая при этом  деформированное изображение.
В заключительной сцене, когда персонаж переживает психоделический опыт во время полёта, впервые применили недавно созданный приём: кадры снимали через узкую щель в заслонке объектива, а после склеивали, создавая при этом деформированное изображение.

В доисторические времена чёрный монолит превращает австралопитеков в людей. Спустя миллионы лет человечество находит на Луне такой же камень, посылающий мощный сигнал куда‑то в район Юпитера. Туда и отправляется исследовательский корабль «Дискавери». Однако у бортового компьютера HAL 9000 есть свои инструкции.

Фильм Стэнли Кубрика стал прорывом в плане визуальных эффектов. Режиссёр очень тщательно прорабатывал каждую деталь, даже использовал в съёмках модели кораблей различных размеров. В заключительной сцене, когда персонаж переживает психоделический опыт во время полёта, впервые применили недавно созданный приём: кадры снимали через узкую щель в заслонке объектива, а после склеивали, создавая при этом деформированное изображение.

Кроме того, Стэнли Кубрик выпустил кино, совершенно нетипичное для фантастики. Это философская лента с неоднозначным сюжетом, который зрители могут трактовать по‑своему. Цитаты из этой превосходной киноленты можно увидеть в кино и в наше время. Например, в «Интерстелларе» или картине 2019 года «К звёздам».

9. Челюсти

Jaws

США, 1975 год.

Ужасы, триллер.

Длительность: 124 минуты.

IMDb: 8,0.

 После выхода фильма блокбастеры выделили в самостоятельный жанр: эти киноленты по задумке должны вызывать ажиотаж и собирать большую кассу.
После выхода фильма блокбастеры выделили в самостоятельный жанр: эти киноленты по задумке должны вызывать ажиотаж и собирать большую кассу.

Шериф местной полиции находит на берегу останки девушки, которую растерзала большая белая акула. С каждым днём число жертв увеличивается, но руководство города не решается оповестить население об опасности. Тогда шериф объединяется с охотником на акул и океанологом. Вместе они хотят выловить чудовище.

Стивен Спилберг не был первым, кто снял киноленту о жутких животных. Да и крутые спецэффекты создавали до него. Но всё же именно эта картина стала первым настоящим блокбастером. При бюджете всего 7 миллионов в прокате Америки она заработала более 200. После выхода фильма блокбастеры выделили в самостоятельный жанр: эти киноленты по задумке должны вызывать ажиотаж и собирать большую кассу.

Однако заслуга Спилберга не только в этом. Настоящей революцией стал трейлер. Благодаря короткой версии картины потенциальные зрители смогли почувствовать, что их ждёт в кино.

10. Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда

Star Wars. Episode IV: A New Hop

США, 1977 год.

Фантастика, боевик, приключения.

Длительность: 121 минута.

IMDb: 8,6.

Лукас изобрёл новые приёмы съёмки, допустим, motion control — повтор движения камеры по одной и той же траектории. Это позволило сделать сцены с компьютерными эффектами более динамичными.
Лукас изобрёл новые приёмы съёмки, допустим, motion control — повтор движения камеры по одной и той же траектории. Это позволило сделать сцены с компьютерными эффектами более динамичными.

Далёкая галактика страдает под гнётом беспощадного императора и его сподвижника Дарта Вейдера. Сопротивление практически сломлено, но у повстанцев возникает новая надежда — молодой джедай по имени Люк Скайуокер.

Начинающий режиссёр Джордж Лукас собрал в киноленте множество традиционных сюжетов. Здесь есть отголоски картин Куросавы, вестернов, комиксов. При этом фильм подан в виде зрелищного блокбастера.

Лукас изобрёл новые приёмы съёмки, допустим, motion control — повтор движения камеры по одной и той же траектории. Это позволило сделать сцены с компьютерными эффектами более динамичными. Результатом стали впечатляющие сражения космических кораблей, драки на световых мечах и множество причудливых роботов.

Ещё одна заслуга фильма в том, что они сделали фантастику более лёгкой и понятной для детей и подростков.

11. Охотники за привидениями

Ghostbusters

США, 1984 год.

Комедия, фантастика.

Длительность: 105 минут.

IMDb: 7,8.

В этом замечательном фильме идеально сочетаются комедия, фантастика и даже ужасы, а действие развивается очень быстро. Это принесло успех и позволило заманить публику в пустующие летом кинотеатры.
В этом замечательном фильме идеально сочетаются комедия, фантастика и даже ужасы, а действие развивается очень быстро. Это принесло успех и позволило заманить публику в пустующие летом кинотеатры.

Жители Нью‑Йорка всё чаще сталкиваются с призраками. А потому бороться со сверхъестественной угрозой начинают учёные‑энтузиасты.

В этом замечательном фильме идеально сочетаются комедия, фантастика и даже ужасы, а действие развивается очень быстро. Это принесло успех и позволило заманить публику в пустующие летом кинотеатры.

Так появился первый лёгкий и позитивный фильм с яркими героями, динамичным сюжетом и морем юмора.

12. Криминальное чтиво

Pulp Fiction

США, 1994 год.

Криминал, комедия.

Длительность: 154 минуты.

IMDb: 8,9.

Достаточно простой сюжет преподнесен нелинейно, а криминальные темы смешаны с многочисленными шутками. Но главное, кинолента буквально набит цитатами и отсылками к классическому кинематографу.
Достаточно простой сюжет преподнесен нелинейно, а криминальные темы смешаны с многочисленными шутками. Но главное, кинолента буквально набит цитатами и отсылками к классическому кинематографу.

Винсент Вега и Джулс Винфилд обсуждают личные дела, различия культурных традиций и божественное вмешательство. А заодно выполняют поручения своего босса Марселласа Уоллеса. В это же время боксёр Бутч сталкивается с опасным главой мафии, пытаясь сбежать с договорного матча.

Вторая режиссёрская работа Квентина Тарантино — идеальный образец фильма эпохи постмодерна. Достаточно простой сюжет преподнесен нелинейно, а криминальные темы смешаны с многочисленными шутками. Но главное, кинолента буквально набит цитатами и отсылками к классическому кинематографу.

Дело в том, что в молодости Тарантино трудился в видеопрокате. Решив заняться режиссурой, он просто перенёс на экраны всё то, что обожал сам. После него этот приём стал очень знаменит.

13. История игрушек

Toy Story

США, 1995 год.

Комедия, приключения.

Длительность: 81 минута.

IMDb: 8,3.

Выход киноленты в 1995 году стал революцией в анимации. Работа от компании Pixar была первым трёхмерным мультфильмом, полностью созданным на компьютере.
Выход киноленты в 1995 году стал революцией в анимации. Работа от компании Pixar была первым трёхмерным мультфильмом, полностью созданным на компьютере.

Игрушки Энди Дэвиса оживают, когда он уходит. Любимчиком мальчика всегда был механический ковбой Вуди. Но теперь в комнате появился модный астронавт Базз Лайтер и Вуди есть о чём переживать.

Выход киноленты в 1995 году стал революцией в анимации. Работа от компании Pixar была первым трёхмерным мультфильмом, полностью созданным на компьютере.

Кроме того, Pixar изменила подход к содержанию. Совершенно нетипичные герои доказали, что в полнометражных лентах можно обойтись без привычных диснеевских принцесс и песен. Сюжет «Истории игрушек» интересен и взрослым, и детям.

14. Матрица

The Matrix

США, Австралия, 1999 год.

Фантастика, боевик.

Длительность: 136 минут.

IMDb: 8,7.

Главным достоинством картины стали съёмки. Вачовски усовершенствовали и популяризировали технологию bullet time, позволявшую камере будто облетать замерших во время драки героев.
Главным достоинством картины стали съёмки. Вачовски усовершенствовали и популяризировали технологию bullet time, позволявшую камере будто облетать замерших во время драки героев.

Томас Андерсон ведёт двойную жизнь. Днём он трудится в самом обыкновенном офисе, а по ночам превращается в легендарного хакера по имени Нео. Но однажды персонаж узнаёт, что весь привычный мир лишь компьютерная симуляция. Именно Томасу предстоит стать избранным, который спасёт человечество от власти машин.

В киноленте сестёр Вачовски собраны классические сюжеты киберпанка: сомнения в истинности мира, упадок общества на фоне развития технологий и многое другое. Однако эта кинолента сумела совместить их с крутым экшеном и восточными единоборствами.

Главным достоинством картины стали съёмки. Вачовски усовершенствовали и популяризировали технологию bullet time, позволявшую камере будто облетать замерших во время драки героев. После выхода фильма подобные сцены постоянно стали использовать в блокбастерах.

15. Аватар

Avatar

США, 2009 год.

Научная фантастика, боевик, приключения.

Длительность: 162 минуты.

IMDb: 7,8.

Во время съёмок создатель в реальном времени видел, как будут выглядеть персонажи после программной обработки. Это позволило совместить живые человеческие эмоции и лица инопланетян.
Во время съёмок создатель в реальном времени видел, как будут выглядеть персонажи после программной обработки. Это позволило совместить живые человеческие эмоции и лица инопланетян.

Джейк Салли — бывший морской пехотинец, прикованный к инвалидному креслу. Вместо брата он попадает на планету Пандора, где земляне добывают драгоценный минерал. Джейк учится переносить своё сознание в аватара — искусственное существо, выглядящее как местные жители на вид. Но действия людей оборачиваются катастрофой.

До выхода фильма о мстителях именно эта картина Джеймса Кэмерона оставалась самым кассовым блокбастером в истории. И это вполне логично. Во‑первых, Кэмерон развил технологию 3D, и зрители будто попадали на вымышленную планету.

А во‑вторых, он одним из первых смог создать на компьютере настолько реалистичную лицевую анимацию. Во время съёмок создатель в реальном времени видел, как будут выглядеть персонажи после программной обработки. Это позволило совместить живые человеческие эмоции и лица инопланетян. Теперь эту технологию часто используют в фантастическом кино.