История маленькой девочки Катюшки. Гостила в семье, где двое детей. Старшей девочке 3 года. У нее настолько хорошо развит вербальный интеллект и логика, что я общалась с нею почти на равных, и часто забывала о ее возрасте. Конечно, наши беседы не были особо интеллектуальными, но объяснить свое поведение Катюша могла лучше, чем многие мои клиенты.
Как-то услышала, что она не любит папу утром. Катюшина мама, как бы извиняясь, объяснила, что это у дочки бывает, видимо возраст такой. При этом поделилась, что чувствует вину перед мужем за такие слова дочки.
Мне стало интересно, в чем дело - что имеет ввиду девочка, говоря «Я не люблю папу». Я позвала Катюшку к себе на коленки. Стала спрашивать, почему она не любит папу? Ответ меня насмешил.
Дословно я не помню, но примерно звучало так: “У папы волосы чешутся на всем теле.” Спрашиваю: “Колются?” “Ну, да, чешутся. Не люблю, когда он без футболки утром. Днем он футболку одевает, и я его опять люблю.” Все оказалось просто и логично - ребенок говорит то, что думает.
Не надо приписывать ребенку взрослое понимание «любви» или других трудных понятий. Не надо поднимать панику «О ужас, дочка папу не любит». Нет смысла ругать или доказывать, что так говорить нехорошо. Это убивает искренность, и он будет учиться врать, чтоб его не ругали.
Помните, у ребенка пока все образы и чувства простые. Там еще нет трагедий, смыслов, идеалов, заложенных культурой в понятие «любовь». При этом отмахиваться от слов ребенка тоже не стоит. Дети не глупые, они меньше знают о жизни, но это не показатель «глупости».
Ребенок, даже такой маленький, выстраивает причинно-следственные связи, как может. У любого поведения есть причина и объяснение. Выясняя подробности и причины поведения, легче его корректировать.
Важно помнить, что ребенок будет рассказывать честно, если в семье:
- принято искреннее общение;
- в голосе нет осуждения или других негативных эмоций;
- создано безопасное пространство в общении.
Чем лучше развит вербальный интеллект, тем легче договориться с ребенком. В данном случае я общалась с очень развитым ребенком.
Что на мой взгляд не так в поведении Катюши?
Она обобщила и связала свою неприязнь к волосам на теле со всем папой целиком. Поэтому я рекомендовала ее маме уточнять, что именно не любит Катюша и учить ее точным формулировкам. Вместо «Я не люблю папу утром» объяснить, что правильно - более точно говорить «Мне не нравятся папины волосы, они колются». Так, мама поможет дочке разбираться в своих реакциях и предпочтениях.
Следующим уровнем для более взрослого ребенка была бы фраза: «Мне не нравятся папины волосы, они колются. Поэтому обнимать папу хочу только, когда он одет». Согласитесь, это совершенно другая фраза - она несет более полную информацию. И вполне понятно, что делать в таком случает. Такой подход и навык в общении полезен и взрослым.