Снова и снова возвращаюсь к Клайву Стейплзу Льюису. Его тексты – пример образного размышления, созерцания над Писанием, где соединяется не только умственное толкование, аналитические умозаключения (а они там есть, ведь Льюис – ученый), но и молитвенное размышление, откровение самого духа, небесное, понятное для всех толкование. Притчи толкуют притчи – иначе не сказать. У кого имеется, тому дано будет, а у кого не имеется – отнимется и то, что имеет. Это про Клайва Льюиса, просто умом его не взять. Почему же я считаю, что он глубже, чем может показаться на первый взгляд, что это не просто детская библия?
Образным языком куда проще говорить с человеком. Не у всех в голове отложатся аккуратные построения логичных умозаключений философов, – спустя всего три года будешь перебирать имена и пытаться загуглить по отложившемуся слову это эссе, но разум может сыграть злую шутку. Разве что это был какой-нибудь въевшийся коан или заученный афоризм. Зато образ сотворенной вселенной, название экзотического существа, которое автор столь старательно обрисовал, а ты себе представил, запомнится на всю жизнь.
Вот и Малакандра (Марс, описанный в первой части трилогии «За пределы Безмолвной планеты») Льюиса запомнилась мне на всю жизнь. Как и его Психея с ее невидимым возлюбленным, как и его фавн из «Хроник Нарнии». Кстати, цикл «Космическая трилогия» был написан, когда Льюис и Толкиен на спор решили писать фантастические романы. у Толкиена вышел «Хоббит», а у Клайва – «За пределы Безмолвной планеты».
Примечательно, что эта трилогия - очень взрослая книга. Хросса (один из народов Малакандры) рассуждают о сексе, во второй части трилогии мы видим зеленых адама и еву, которые еще не столкнулись с деторождением, а в третьей части видим рассуждения автора о мужественности и женственности, о девственности и одновременно о древнегреческой, языческой, дикой и первозданнной, агрессивной женственности.
Так как космическую трилогию он писал до своего брака (история любви с женщиной, по имени Джой, с которой он прожил всего лишь 2 года, легла в основу нескольких фильмов и драматических постановок), то и отношение к сексу и к любви у него было несколько пуританское. Хросса говорят, что заниматься любовью надо всего лишь 2 года для продолжения рода, а далее нет необходимости. Где-то мы уже встречали такое, где? В «Письмах баламута» бес играет на пришедшем в полный разлад инстинкте размножения человека, пытаясь совратить молодую влюбленную пару, при этом становится ясно, что сам автор считает, что влюбленность и романтическая любовь – не описанное в Библии чувство, которое вовсе не нужно ни для брака, ни для счастливой супружеской жизни. Все было бы прекрасно, если бы не роман «Пока мы лиц не обрели», написанный после смерти его жены и самых счастливых двух лет в жизни писателя, – человек, написавший эту книгу о любви – глубоко и трепетно любивший женщину, переживший взаимную любовь к женщине, потому как только откровение (с разных уровней) помогает этим небесным аллегориям воплотиться в жизнь.
Если сам Льюис и не жил сверхъестественной жизнью, я уверена, что своей мудростью и прекрасным воображением он касался сверхъестественной реальности, помогая будущим поколениям с легкостью принять эту реальность (потому как не все даже в 30 лет будут смогут читать Якоба Беме и других средневековых мистиков). Льюис – это мистицизм самый настоящий.
Да, мы все прекрасно понимаем, что каждый писатель берет материал из видимого мира и тщательно его перерабатывает. К примеру, Желязны – это каббалистика, движение по различным уровням древа, конечно, модный тогда дзен-буддизм. Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что мои любимые фэнтези и фантастика (ну, за исключением Энн Маккефри и ее саги о Перне с разумными драконами) на самом деле реальность! Как же я была разочарована, увидев, что более 20 лет меня призывали вернуться в реальность, которая менее реальна, чем то, что я читала и что я писала!
«Эльдила можно увидеть, если смотреть в нужное место в нужный момент, да и то если он сам этого пожелает. Бывает, что его принимаешь за солнечный луч или даже покачивание листьев, но, присмотревшись, понимаешь, что здесь только что был эльдил – и уже исчез». Разве это не описание ангела, по словам мистиков, описание? Разве это не есть описание ангела в современном христианстве ?
Еще примеры соотнесения Писания, Божественной реальности текстов: серони (сорны), хросса и пфифльтригги, три народа Малакандры – это притчи 30:24-28. Для меня это очевидно. Никаких видимых доказательств нет, разве что хросса похожи на котов, больших зверьков долин, серони мудры и живут в скалах, укоренившись в горах, а пфифльтригги работают с золотом и похожи то ли на пауков, то ли на ящериц.
Я вижу искупление в рассуждениях о воспоминанях: "Истинная встреча с тобой – это какой я ее буду вспоминать, когда придет время умирать. А та, что была, – только ее начало". Я в этом вижу Евр.11:11 - Дух Святой запишет дела веры, а дел неверия не вспомнит никогда.
Удивительно справляется автор и с тем, чтобы показать духовного, нормального человека. ведь именно это – самое сложное? Нужно обязательно возрастание, нужно видеть борьбу со злом, переход из крайности в крайность. У главного героя, Рэнсома, возрастание тоже есть (кстати, имя тоже неплохое) его возрастание не столь эпичное. Он возрастает среди хросса, когда оказывается среди существ, живущих совершенно простой, духовной жизнью, среди тех, у которых духовное и органическое связано – Рэнсом становится мужественнее, в нем просыпаются все лучшие человеческие чувства и порывы, благородство. Согласитесь, не каждому удастся прочесть книгу о ПРОСТО НОРМАЛЬНЫХ людях, и уж тем более, мы не стали бы смотреть такие фильмы. Поэтому мы лепим поцелуи в детские фильмы, предательства и мелкие отступничества в детские сказки (что и сделали с экранизацией «Хроник Нарнии»). Кстати сказать, а вы-то сами с детства видели пример плодотворного, счастливого, нормального человека? Нас учат всему, чему угодно, но только не этому. Я прочитала много книг «в свое время» – в моем подсознании р сознании куча образов, так, что иногда и не я жила, а эта литература (благо что в телесность и реальность слова я верила с детства, еще дооо всяких трансерфингов, симоронов и так далее, просто потому, что написанное слово начинает сбываться и претворяется в жизнь). Так вот – Клайв Стейплз Льюис очень полезен всякому, поскольку рисует различными стилями, мастерски, в каждом произведении по-разному образы нормальных, адекватных, осознающих себя духовных людей, в которых соединено это небесное и земное.