С чего начинается история, как школьный предмет? Правильно, с первобытного общества. В отечественной историографии этот раздел исторического познания именуется историей первобытного общества, а в западной - протоисторией. Школьный курс в кратце знакомит нас с процессом антропо- и социогенеза, основываясь на теории эволюции.
Все верно. Вначале была материя, а потом из нее каким-то образом зародилась жизнь, и эта жизнь стал изобиловать разнообразием форм. Включился основной движущий фактор развития - естественный отбор. Так из разбросанных по мировому океана мононуклиотидов появился человек. Теория эволюции для неискушенного ума представляется очень стройной системой. И все стройно - вначале материя, а потом сознание.
Одним из основоположников мвтериалистического подхода в истории считается сотоварищ Карла Маркса, поистине талантливейший человек Фридрих Энгельс. Предложенная им гоминидная триада - прямохождение, развитие руки и мозга, актуальна до сих пор в исторической науке. Австралопитеки, homo habilis. homo erectus - это все первые виды представителей рода Homo, к которому принадлежит homo sapiens, человек современного типа. Около четырех миллионов лет понадобилось человечеству, чтобы эволюционировать от австралопитека до человека разумного. раньше считалось, что эволюция шла по прямой, теперь, благодаря различным находкам и работе ученых-генетиков, которые секвенируют ДНК, антропологи пришли к выводу, что эволюция носит кустообразный характер. Мы видим тупиковые ветви развития, удаляющиеся от основной магистрали, они никуда не ведут, несмотря на то, что целые поколения этих гоминид жили в определенных местах. Но следов эволюции замечено у них не было. Возможно, это связано с плохо сохранившимся костным материалом, а возможно и с тем, что в теории эволюции есть слишком много вопросов. Надо помнить о том, что есть теория, а есть парадигма, есть терема, а есть аксиома. И согласно теореме Гейделя, нельзя доказать существование некого множества, неходясь в данном множестве.
Я не ставлю цель доказать непригодность теории эволюции. Это слишком глупо. Теория рабочая, она объясняет прошлое научным образом. Не на много лучше, чем произойти от обезьяны, быть созданными инопланетянами для каких-то сомнительных целей. В этическом плане лучше выглядит теория креационизма. Она придает существованию человека смысл, снимая экзистенциальный кризис. Но оставим этику философам и вернемся к первобытной истории. Когда история становится историей? Известен лозунг позитивистов: нет источника - нет истории. И мы будем его придерживаться. Другой вопрос, что считать источником. История делит источники на два типа - материальные и письменные. Надо отметить, что письменные источники также могут рассматриваться как материальные. В XX веке появляется новые типы источников. Это фото-, фоно- и видеоматериалы. Но в древности их не было.
Источниками для изучения первобытной истории являются стоянки, захоронения, антропологический (костный) материал, орудия труда, одежда, кости животных. Также привлекаются труды почвоведов, геологов и других представителей не исторических специальностей. Как историки узнают о том, что было в прошлом? Какое было социальное устройство? Одним из важнейших источников познания являются этнографические данные, которые собирались у примитивных народов и собираются до сих пор. Другое дело, что у всех этих народов уже есть определенные религиозные представления, да и современный мир вторгается в их жизнь все чаще и чаще.
Мы подходим к самому интересному вопросу всего этого безобразия, связанного с материализмом. Когда появляется религия? Вряд ли у архантропов были анимистические представления. Но они уже есть у неандертальцев, а возможно и у синантропов, обитавших в пещерах Чжоукоудянь. Вопрос с синантропом интересен тем, что мы уже вряд ли докажем, имел ли у них место ритуальный каннибализм или они просто ели себе подобных. Наличие анимистических представлений у неандертальцев доказывается тем, что они хоронили покойников в определенной позе и даже украшали могилы цветами. Если интересно, об это можно прочитать в работе отечественного специалиста по истории религии Зубова А.А. "Доисторические религии". Наличие похоронного обряда - явный признак религиозных воззрений.
Есть второй вопрос. Он касается более позднего периода первобытной истории и связан с неолитической революцией. Представьте себе древнее общество охотников и собирателей. Человек современного типа, homo sapiens sapiens, появляется около 40 тысяч лет назад, устраивает войну с неандертальцами за жизненное пространство, тридцать лет живет охотой и собирательством, а потом его озаряет. Надо разводить скот и сажать растения. Есть один момент. Сознание древнего человека очень консервативно. Об это хорошо и интересно рассказывает Агранович С.З. в курсе лекций для студентов-психологов. Она говорит о сказке, которая отражает настолько древние пласты жизни человека, что становится страшно. В сказках идет речь о женской инициации, которой давно нет и о прекращении человеческих жертвоприношений. Ключевая фраза: сказано - сделано. А делать надо все правильно, так как делали предки. Тогда ты возродишься, прорастешь, как зерно. Сознание первобытного человека направлено в прошлое, к предкам. А теперь вопрос: можно ли, исходя из данных предпослылок, перейди к совершенно новому укладу жизни? Энгельс в письмах в блоху пишет о том, что религия - это не базис, и не надстройка. Религия стоит особняком и от производственных сил, и от производственных отношений. Но в то же время мы видим, как религия меняет уклад Европы и приносит новую формацию на смену феодализму, капитализм. Об этом пишет Макс Вебер. Так кто ж прав? Без изменений в сознании человека, изменения менталитета группы невозможно новое. Но появившиеся новые отношения в виде мануфактуры приводят в итоге к изменению сознания. Надо отметить, что ни в Китае, ни в Индии, ни в Персии капитализма не зародилось. Не было его и России. Капитализм = это европейское явление. Об этом можно спорить и доказывать, что это не так. Но налицо взаимосвязь начавшей делиться на еретические учения католической церкви и возникновения новой формации. А что происходит в древности? На этапе развития первобытной общины мы наблюдаем такие доисторические религии, как шаманизм, тотемизм, фетишизм и анимизм. У некоторых сообществ роль шамана выполняет вождь, у других - это отдельный человек. Язычество появляется позднее. То есть получается, что качественных изменений в области религии нет еще, но уже есть изменения в ведении хозяйства. Возможно, что к неолитической революции привел накопленный опыт. Только у всех развитых народов, у которых остались древние мифы, о переходе к земледелию и скотоводству говорится просто: боги научили. Боги же дали человеку письменность. 10 тысяч лет назад начали выращивать растения, а 9 тысяч лет назад - скот. И уже в 2700 году до н.э. возникает Древнее царство в Египте. Некоторые ученые к этому же году относят и возникновение династии Ся в Китае (Эрлитоу). То есть мы сидели тридцать тысяч лет, а потом всего за семь веков прошли этапы становления протогосударства и государства! Чудеса. И религия тут же меняется на язычество. Ну, это естественно.
Есть третий вопрос. Язык. Считается, что неандертальцы не могли членораздельно разговаривать. Эндокраны головного мозга показывают невысокую развитость зоны, отвечающей за речь. И в то же время неандертальцы прекрасно существовали даже рядом с кроманьонцами. И все остальные гоминиды до неандертальцев не были обременены членораздельной речью. А если судить по материалам палеолингвистики индоевропейской общности, то древний язык современных жителей Европы, Индии и Ирана был больше похож на китайский, чем на какой-нибудь европейский. Нам в школе говорили, что язык стал необходим для передачи знания, например, как делать орудия труда. Ряд исследователей считает, что язык нужен не для этого. Его роль - сакральная. Это общение с предками, с духами и богами. Они тебя могут увидеть, а ты их - нет. Но ты их можешь услышать.Второй момент. Язык нужен для объяснения мира. Человек не может жить в необъясненном мире. Кошка может, волк может, лошадь может, а человек - нет. И более того, надо все делать правильно, чтобы не погибнуть во время инициации. Давайте вспомним прекрасную сказку о ленивице и рукодельнице. Отец девочки отвозит ее в лес и готовит ящик для костей. Простите, а что нельзя как-то иначе избавиться от нелюбимой падчерицы? Например, выдать ее замуж. Что делает девочка, попав в избушку медведя? Она варит кашу. Вы только подумайте. Варит кашу на пороге смерти! Ей надо задуматься, как сбежать от медведя, а она готовит. Приходит мышь, и девочка дает кусочек каши, а в обмен мышь помогает девочке избежать смерти. Медведь - это предок, каша - еда мертвых, мышь - животное-медиатор, она же трикстер. Девочка играет с медведем с жмурки, это игра со смертью. Рукодельница знает, что делать. А ленивица = нет. Рукодельницв возращается с приданным женихом. Она прошла обряд инициации и стала человеком. А только человек имеет право жениться или выйти замуж. А вот судьба ленивицы незавидна. Все эти знания надо передать. Утилитарного характера они не несут. Они не сделают кашу вкуснее, а дом чище, но они делают человека человеком.
Задавая эти вопросы, невольно возвращаешься к главному, онтологическому вопросу философии: что есть бытие, сознание или материя? Как вы ответите на этот вопрос, такой методологической системы вы будете придерживаться. Да, первобытная история имеет дело с материальными источниками, является ли необходимостью класть к ее изучение материализм в качестве методологии? Мы поставили лишь часть вопросв, которые интересуют лично автора. Если вас что-то заинтересовало, задавайте вопросы в комментариях.
Всем пока и удачи!