Найти в Дзене

ЗиУ-5 Базовая модель. Сколько их осталось в России.

Привет, дорогой читатель. В предыдущих статьях я рассказывал про самый маленький город с троллейбусом, самый маленький город с трамваем. А также еще два небольших города, где есть трамвай. В этой статье я расскажу о прародителе ЗиУ-9 - троллейбусе ЗиУ-5. Речь пойдет именно о базовой модели ЗиУ-5 без модификаций Г, Д, Е.

Свою историю ЗиУ-5 ведет с середины 1950-х годов, когда советским правительством было принято решение улучшить общественный транспорт, сделать его доступным и удобным. Работавшие тогда на линиях МТБ-82 уже не подходили для этих целей, так как имели недостаточную пассажирскую вместимость, хотя были просты в эксплуатации и надежны.

Первый троллейбус ЗиУ-5 сошел конвейера завода им. Урицкого в г. Энгельс Саратовской области в 1959 году. Всего за годы производства 1959-1972 г.г. было выпущено более 16 000 экземпляров этой модели различных модификаций. Последний троллейбус этой модели был списан в Санкт-Петербурге в начале 90-х. Я не буду пересказывать всю историю развития и эксплуатации троллейбуса ЗиУ-5, расскажу лишь о сохранившихся до нашего времени экземплярах. А таковых на сегодня в России насчитывается всего две штуки – один в Москве, один в Туле. В рабочем состоянии всего один, находится в Москве в музее городского пассажирского транспорта.

ЗиУ-5 № 2323. Москва.

Год выпуска 1961. На сегодняшний день это единственный рабочий троллейбус данной модели в России. С пассажирами в регулярной эксплуатации он уже не работает. Увидеть его можно лишь в редкие дни, когда руководство Москвы в честь того или иного события или юбилея устраивает показ общественного ретро-транспорта, куда помимо троллейбусов входят также трамваи, автобусы и служебный транспорт.

История этого экземпляра проста. С завода троллейбус поступил во 2-ой троллейбусный парк Москвы, где проработал до середины 70-х. Потом был списан, но обнаружен энтузиастами и восстановлен на Московском троллейбусном заводе (МТрЗ) в 1997 году. Впервые был показан публике на 850-летие Москвы, на выставке ретро-транспорта на Поклонной горе.

Ретро-транспорт на Поклонной горе в день 850-летия Москвы. Автор trolls-mike. Transphoto.org
Ретро-транспорт на Поклонной горе в день 850-летия Москвы. Автор trolls-mike. Transphoto.org
Сейчас он выглядит так. Июль 2018.  Автор Никита Лапин. Transphoto.org
Сейчас он выглядит так. Июль 2018. Автор Никита Лапин. Transphoto.org

ЗиУ-5 №43. Тула.

Троллейбус-памятник. Год выпуска 1962. Возможно он один из первых, поступивших в Тулу троллейбусов, движение которых было открыто в городе в 1962 году. Троллейбус проработал до 1972 года, потом был списан, но не утилизирован, как большинство его собратьев. Троллейбус этот, точнее его кузов вместе с шасси, использовался в качестве электроподстанции на улице Металлургов. Так он простоял почти 40 лет. В 2013-2014 году был восстановлен работниками электротранспорта и установлен на улице Курковской в 2014 году рядом с троллейбусным управлением. Поводом к восстановлению способствовало то, что он относительно хорошо сохранился, когда использовался в качестве подстанции. Остался даже бортовой номер - 43.

В качестве подстанции 2003 г. Автор Артем Светлов. Transphoto.org
В качестве подстанции 2003 г. Автор Артем Светлов. Transphoto.org
В качестве памятника. Октябрь 2019г. Автор Евгений Александрович. Transphoto.org
В качестве памятника. Октябрь 2019г. Автор Евгений Александрович. Transphoto.org

В Санкт-Петербурге находятся еще 3 троллейбуса этой марки. Техническое состояние их -просто пустой ржавый прогнивший кузов на колесах. Будут ли они восстановлены когда-нибудь до приемлемого состояния, не известно.

Статья была интересной? Подпишись и поставь лайк. А еще поделись ссылкой в соцсетях.

Источник. Википедия. Transphoto.org