Не секрет, что количество онкобольных в нашей стране растёт как «на дрожжах». Многие семьи так или иначе сталкиваются с этим заболеванием. И прогнозы врачей очень неутешительны.
Заболевание оставляет человека один на один со своими проблемами: ведь близкие, как бы они не хотели, не могут пережить боль и страдания за другого человека. Во время болезни человеку кажется, что он отделен от привычных забот, круга людей, интересов, что делает его одиноким. Эти мучительные переживания вызывают глубинное ощущение одиночества. Жизнь представляется разделенной на время до и после диагноза. Нет ни одного онкологического больного, не задававшего себе вопросов: «Почему это случилось именно со мной?», «за что?», «чем я провинился?», «как теперь жить?», «какой в жизни смысл?». Перед больным возникают вопросы ответственности за свой образ жизни, за свой вклад в лечение, он сталкивается с необходимостью обдумывать значение болезни, ее смысл и смысл своей жизни, чтобы в соответствии с этим жить в условиях болезни.
Самые распространенные методы избавления от рака: хирургическая операция, радиотерапия, химиотерапия являются очень травмирующими для человека. Люди, перенесшие удаление пораженных опухолью органов, практически всегда страдают из-за осознания изменений, произошедших с их телом. Человеку очень трудно жить в новых условиях соматического состояния своего организма. Когда у тебя удален орган, когда у тебя удалена часть органа или когда удалено несколько органов и плюс имеются повреждения, нанесенные химиотерапией, радиотерапией, нужно постараться выжить и суметь адаптироваться к жизни в таком состоянии.
Вне зависимости от результатов лечения, люди чувствуют себя подавленно, часто теряют интерес к прежним хобби, профессиональным целям, да и вообще к жизни. А сколько происходит самоубийств...
После того как пациент выписан из онкоцентра, он нуждается в дальнейшей поддержке и качественном наблюдении. В укреплении организма и иммунитета, нормализации душевного состояния.
Но врачи, как правило, кратко указывают в выписке какие лекарства нужно дальше принимать, и далее человек должен каждые три месяца (в первый год) являться на осмотр. Врачи контролируют появление возможного рецидива. Конечно же, это тоже важно.
Но я, после лечения, например, оказалась в растерянности. Я не знала, как правильно питаться, можно ли заниматься спортом и в каком объеме. Был страх и непонимание как жить так, чтобы снова не «загреметь» в онкоцентр…как предотвратить рецидив болезни.
Терапевты в обычной поликлинике просто отмахивались, сразу сообщив, что на лечение в санаторий мне нельзя. На все просьбы дать какие-то рекомендации, они очень расплывчато говорили про ЗОЖ. Несмотря на предельно низкое количество лейкоцитов после облучения, сильно завышенное соэ, ряд других плохих показателей в анализах и дикую слабость, на совершенно разбитое душевное состояние, когда истекли все формальные сроки «восстановления», меня отправили на работу. О психологической помощи никто из врачей вообще ни разу не заикнулся.
Я пыталась самостоятельно найти реабилитационные центры для онкобольных, но в нашем городе их не оказалось. В России их почти нет, ни бесплатных, ни платных.
Я знаю, что в ряде стран таких как Австрия, Германия, Франция за последние два десятилетия, были созданы специальные санатории (реабилитационные клиники) при онкологических институтах и на курортах. Реабилитация онкологических больных была выделена в США в особое междисциплинарное направление, цель которого облегчить физическую адаптацию к новым условиям функционирования и социальную адаптацию онкологическим пациентам, в процессе и после завершения противоракового лечения. Но у меня не было возможности поехать восстанавливаться за границу.
В течение уже нескольких лет мое состояние очень медленно, но приходит в норму. Я не представляю, как ощущают себя люди с 3-ей, 4-ой стадией заболевания. Какую реабилитацию получают они, а если рядом нет близких людей, например?