Тема выступления на педсовете.
ОПЫТ РАБОТЫ.
Начну с конца заявленной темы. Что мы понимаем, под художественно-эстетическим вкусом ребёнка? Каков возраст, этого ребёнка? Думая над этими вопросами, я решил ограничиться возрастом 7-8 лет и в контексте заявленной темы, поразмышлять над этим.
Итак, что понимать под художественно-эстетическим вкусом 7-8 летнего человека?
Первое – а что такое, художественно – эстетический вкус вообще, и каковы КРИТЕРИИ художественно – эстетического вкуса у нас, у взрослых.
И вот здесь, просматривая специальную литературу, я столкнулся с огромным обилием субъективных мнений, суждений, определений, и поэтому, чёткого, ясного, законченного понятия об этой категории у меня не сложилось.
Разные авторы, предлагают свою интерпретацию этого понятия и в каждой трактовке есть рациональные мысли, с которыми вполне можно согласиться, но вместе с тем, есть и то, что являет собой весьма субъективный взгляд и согласиться с чем, я категорически не могу, особенно, когда это касается детей, да ещё таких маленьких.
Почему? Да потому, что работая более тридцати лет с детьми этого возраста и наблюдая их, как в пространстве художественного музея, так и на уроках в школе искусства, у меня сложилось своё понимание и представление о том, какими, возможно, могут быть ответы, касающиеся критериев художественно - эстетического вкуса детей этого возраста.
Моя собственная практика показала, что однозначно, в строго очерченные рамки, эти ответы, заключить нельзя.
Причин тому много. От банальных - дети все разные, до научно доказанных – возрастные особенности детей данного возраста.
Поэтому, подводя итог вышесказанному, я делаю вывод о том, что, художественно-эстетический вкус ребёнка 7-8лет - это прежде всего: его представления о мире, окружающей среде, его знания об искусстве, как об особом явлении, его эмоциональный мир, подверженный постоянному воздействию внешней среды и его реакция на всё, вышеперечисленное.
Художественно-эстетический вкус, ребёнка этого возраста, не может быть чем-то константным, он мобилен, он переменчив, в зависимости от ситуации и обстоятельств. Он, наконец, всецело зависит от личности ребёнка и здесь, в педагогико-дидактическом плане, мы можем говорить только о наших пожеланиях, касаясь качества и характеристик этого вкуса, но о нём нельзя говорить, как о чём-то неизменном.
В тоже время, я прекрасно понимаю, что ни в коем случае нельзя отменять традиции, тот огромный, замечательный опыт, который накоплен в этих вопросах, и в своей личной работе, я об этом не забываю.
Предмет «История искусства», для нашей школы концептуально замышлялся мною, как предмет, который, в доступной, игровой форме, будет знакомить детей с основами искусства, его видами, жанрами, особенностями и спецификой. Мне хотелось, сделать этот предмет понятным и интересным. Я старался придерживаться вполне приемлемого дидактического принципа - от простого к сложному, понимая и осознавая специфику детей, обучающихся в школе искусства. В течение длительного времени, мне приходилось много думать над этим и искать разные методологические способы, позволяющие создать на уроке атмосферу доверия ко мне и интереса к тому, что я говорю. Для себя, я окончательно осознал, что главной моей задачей как педагога на уроке, является - МОТИВАЦИЯ сознания ребёнка, для участия в образовательном процессе.
Я должен вести себя так, и говорить так, чтобы дети хотели меня слушать. Я давно понял, что без интереса к тому, что и, как, я говорю, все мои попытки, в научении, будут бессмысленны.
Формула: мотивация – интерес – процесс познания - абсолютно актуальна. Главное только, в том, как этого добиться.
Теперь, о сути вопроса. Она заключается в том, что - как я, как педагог, понимаю и использую ВОЗМОЖНОСТИ моего предмета в деле формирования художественного вкуса ребёнка.
А, они, на мой взгляд, действительно есть и, немалые, несмотря на то, что я встречаюсь с детьми один раз в неделю в течение 40 мин.
Первое – возможность прямого общения с ребёнком на уроках. Монолог или диалог, это не суть важно, важно то, что мой предмет позволяет сконструировать процесс общения в том ключе, который я предполагаю и в результате, напрямую или опосредованно я, возможно, влияю на сознание ребёнка. Естественно в той или иной степени и по отношению к каждому, сугубо индивидуально (дети разные), но так или иначе, именно возможность прямого общения с детьми, позволяет непосредственно воздействовать на их мысли, чувства, эмоции. Моё поведение, моя речь, мои мимические интонации - всё это, так или иначе, участвует в процессе общения и позволяет надеяться, на какую-то, пусть даже совсем небольшую, ответную реакцию со стороны ребёнка.
Хочу отдельно подчеркнуть одну, весьма специфическую особенность, с которой мне приходиться сталкиваться очень часто - разный возраст учащихся в группе. Это накладывает особый отпечаток на методику общения с детьми. Вот почему, постепенно, я отошёл от проведения урока по привычной стандартной схеме (хотя изначально все свои программы я писал под неё ) и перешёл к уроку комплексному, универсальному. Я пытаюсь, чтобы тем, кто моложе, было понятно, что я говорю, а тем кто постарше было не скучно. То есть, опять же это всё сводится к вопросу о МОТИВАЦИИ.
Второе. Так как содержание предмета носит гуманитарный характер, то, его контекст, помогает освещать, наряду с изобразительным, и вопросы других видов искусства: музыки, литературы, кино.
Широкая палитра эмоциональной информации, присущей этим видам искусства, позволяет вовлекать ребёнка в процесс осмысления этой информации и таким образом, вольно или невольно, затрагивать его чувства, эмоции, интеллект, побуждать его к самостоятельным размышлениям об увиденном и, услышанном и, вполне возможно, извлекать из этого пользу, делать для себя какие-то выводы.
И всё это, по сути, касается развития, именно художественно-эстетического вкуса, то есть тех человеческих качеств, которые помогают воспринимать искусство. Понятно что, процесс этот сложный, неоднозначный, его нельзя запрограммировать, но он, вне всякого сомнения даёт какой-то результат, так как характер и структура предмета этому способствуют.
Касаясь развития, именно художественно-эстетического вкуса у детей этого возраста, я обратил внимание на то, какую пользу может принести мультфильм. Обладающий понятным для ребёнка языком, этот киножанр, позволяет в доступной и занимательной форме, затрагивать самые разные вопросы, как собственно явления искусства, так и вопросы бытия, отношений между людьми, самых разных сторон человеческой жизни. Такие мультфильмы, как: «Ёжик в тумане», «Ручеёк», «Большой Ух», «Вовка в тридевятом царстве», «Сказка сказок», «Маугли» и многие другие - это такой великий кладезь смыслов, отношений, эмоций, чувств и много чего, что позволяет выстраивать с детьми очень важный, нужный и полезный для них разговор. Он вполне способствует развитию не только эстетических, но и не менее важных общечеловеческих качеств – доброте, милосердию, состраданию. Искусство многолико и многогранно и мне кажется, что основная его задача - делать человека, человеком. Мультфильм - огромный помощник в моей работе. Ведь если коснуться только музыки, один «Маугли» чего стоит. Все пять серий, пронизаны красотой потрясающей музыки Губайдулиной и её, вне всякого сомнения, удивительное воздействие, не может не затрагивать чувственную сферу ребёнка, не может не вызывать в нём ответной эмоциональной реакции. А как точно в «Дяде Стёпе» композитор Локшин, своей великолепной музыкой, выдерживает линию событий, перепетий, состояний и таким образом, делает мультфильм замечательным произведением искусства. Специфика нашей школы натолкнула меня на создание проэкта «Мультфильм и музыка». Он был апробирован на эстетическом отделении и на некоторых музыкальных отделениях. Мне показалось, что детям это было интересно, так как они с удовольствием в этом участвовали.
Несколько слов хочу сказать о поэзии. На уроках, я часто читаю детям стихи разных поэтов. Я делаю это с удовольствием, потому что сам, люблю детские стихи. В них тоже присутствуют огромные возможности для развития и воспитания художественно-эстетического вкуса ребёнка. Пушкин, Чуковский, Сапгир и многие другие поэты, позволяют воздействовать на чувства и эмоции ребёнка. Учат думать, сопереживать, учат красоте звучания слова, учат пониманию смысла, заложенного в этой красоте. Не думаю, что обязательно надо заставлять ребёнка заучивать стихотворение наизусть, но почитать ему и вместе с ним поговорить, порассуждать, поискать красоту в словах, как бы побыть вместе с ним в стихотворении - вполне возможно. На уроках я часто этим пользуюсь.
В заключении, я хочу сказать, что сам факт того, что наши дети учатся в нашей школе, что они общаются с вами, живут в нашем замечательном школьном мире – мире музыки, танца, изобразительного искусства, в мире песни, оркестровой музыки, в мире музыкальных конкурсов, многочисленных праздников - является подтверждением того, что они не проводят время в наших стенах даром, а приобщаются к великому и прекрасному миру искусства и тем самым, обретают дар художественно-эстетического вкуса.
В. Пискурёв.