Дейнеке сто двадцать лет. О нём много написано, сказано, он из тех, кто оставил яркий художественный след. Он вошёл в историю культуры, в историю такого сложного и многослойного явления, как изобразительное искусство. Он сказал в нём своё слово, и оно было понято и услышано многими. Но всякий, однажды заявленный и состоявшийся художественный смысл, имеет особенность уступать времени и соглашаться с его меняющимися взглядами и оценками, с его отношением к тому, что, казалось бы, уже твёрдо вросло в почву и пустило глубокие корни.
Какой же он, наш Дейнека, что даёт он нам, какое место его искусство, его творчество, занимают в нашей жизни? Насколько нужен он нам, да и нужен ли вообще? Вопрос, более, чем странный, если не сказать больше. И, тем не менее, я задаю его Вам, уважаемый читатель, пытаясь понять, что происходит в нашем современном сознании, в нашем отношении к искусству, на примере нашего великого земляка, очередная экспозиция работ, которого, открыта в залах картинной галереи, носящей его имя.
Я хочу понять, насколько действительно интересно творчество Александра Дейнеки курянам? Возникает ли та самая, внутренняя потребность прийти и посмотреть подлинник, которая, по сути, и является подлинным критерием отношения к изобразительному искусству. Ведь какие бы мероприятия, праздники разных масштабов и уровней не проводились бы в стенах галереи по этому поводу, всё равно, истинная любовь к художнику – желание видеть подлинник. Желание самому разобраться в том, что хотел он сказать и, как это сделал. Это общение с настоящим, с тем, что являет собой природу искусства, его тело, его душу.
И вот уже в который раз, картинная галерея, предоставляет возможность пообщаться с Дейнекой на примере своей коллекции, показывая в экспозиции произведения художника, во всей разнообразной палитре его художественных поисков.
Живопись, графика, скульптура, эскизы к монументальным произведениям – весьма многое из того, чем обладает галерея, представлено сейчас в нашем выставочном зале. И это понятно - ведь столько лет собираем, изучаем, храним, стараемся сделать так, чтобы, предоставить зрителю, реальные факты, а не комментарии к ним. Пусть он сам решает, что для него этот мастер, образы им созданные, их художественная выразительность, их качество. Ведь процесс открытия для себя художника – удивителен! В какой-то момент, вдруг начинаешь ощущать внутренний, свой собственный интерес к произведению. Неважно при этом, что ты уже слышал о нём или читал, каков его искусствоведческий статус и на каком оно месте в табели о рангах. Главное, что ты становишься заинтересованным зрителем. Лично, заинтересованным. Тебе хочется смотреть, размышлять, тебе хочется разгадывать художественный смысл увиденного. Ты начинаешь понимать, что все эти изобразительные средства придуманы и употреблены для того, чтобы выразить своё, авторское отношение к изображаемому явлению. Изобразительная информация перестаёт быть просто изображением и становится мыслью, говорящей на своём, специфическом языке, расшифрованным зрителем и получающим от этого удовольствие особого рода. Ты становишься соучастником процесса постижения главного – сути и смысла искусства. Это удивительный момент откровения и открытия.
Понимаю, что излагаю банальные истины, но их стоит напомнить хотя бы потому, что так ли уж часто испытываем мы открытия и откровения по поводу искусства. Особенно искусства изобразительного, которое ведёт свою особую, камерную жизнь в тишине музейных залов.
Александр Дейнека своим искусством дарил открытия многим людям. Он создавал образы, повинуясь велениям своего времени, своего таланта и то, что мы видим во многих его произведениях, намекает на некие символы. Образ-символ, явление в искусстве, само по себе, достаточно сложное и специфическое, требующее от зрителя понимания той игры, которую ведёт художник, понимания среды и обстоятельств в которых он творит.
Подобными образами, Дейнека говорил о разнообразных явлениях своего времени и тем самым, вольно или невольно, канонизировал их. Темы труда, спорта, авиации, войны, в его исполнении, интересны многим при обсуждении его творчества. Он громогласно заявлял об их социальной значимости и создал великолепный образ-символ своего времени в «ФУТБОЛИСТЕ». Он оставил зрителю великий художественный памятник о войне, выразив в «ОБОРОНЕ СЕВАСТОПОЛЯ», (ГРМ) своё восхищение героическими защитниками города. Он был очень разным художником и это хорошо подтверждается работами, представленными в настоящей экспозиции. Он любил и выражал жизнь в самых разных её проявлениях и мог быть в своих произведениях не только динамичным и сильным, но и философски настроенным, камерным. Он отдавал должное человеческой фигуре, её композиционным постановкам, ракурсам. Ему были интересны отношения художника с обнажённой натурой. В широкий круг его творческих поисков, входил такой специфический вид изобразительного искусства, как журнальная и книжная иллюстрация. Он великолепно иллюстрировал журналы для детей. Одна «ИСКОРКА» чего стоит! Его монументальные произведения до сих пор украшают общественные здания, московское метро. Ему была интересна скульптура, и он находил время и для неё. Александр Дейнека был универсальным художником, а это говорит о многом. Его искусству посвящены монографии, журнальные статьи, искусствоведческие исследования. Он сам, написал интересный литературный труд о творчестве и приоткрыл своеобразную завесу тайны художественных размышлений. Редко какая современная выставка высокого уровня, обходится без участия его работ. Он навечно остался в художественной памяти 20-го столетия и это факт неоспоримый. Волею судьбы, он родился в нашем городе и это даёт нам право гордиться этим. Но одной гордости мало, наверное, самому художнику было бы приятно, если бы он знал о нашем искреннем, не поддельном, отношении к его искусству, ко всему тому, что составляло смысл его жизни, и что он завещал нам.
Так какой же он, наш Дейнека?
Пискурёв Владимир. Сотрудник картинной галереи по работе с детьми.