С середины 1906 года в Царском Селе начинает действовать первая
в России автошкола – "Императорская школа шоффёров".
Количество Императорских автомобилей быстро росло, и для
управления и обслуживания этих автомобилей естественно
требовались квалифицированные водители.
Уже через год, к 1907 году, штат Царскосельского гаража насчитывал
26 человек. Это были лучшие шоферы и специалисты Петербурга.
Им платили весьма приличные деньги и выдавали казенную форму.
В России перед Первой Мировой войной не было никаких фирменных сервисных станций по обслуживанию и ремонту автомобилей ни,
тем более, учебных заведений по обучению водителей.
Автомобили Императорского гаража были в основном иностранного производства и естественно плохо были приспособлены для эксплуатации в России. Императорская Школа Шоферов должна была учить своих воспитанников не только управлять автомобилем, но и быть способными
к техническому обслуживанию и ремонту своих автомобилей, в том числе и двигателей.
Школа шоферов готовила специалистов широкого профиля – водителей высшего класса и хороших механиков. Большое внимание уделялось устройству автомобиля, его техническому обслуживанию.
Учеников после прохождения теоретического курса, а в него входило
в основном изучение материальной части автомобиля, ждал
не блестящий "Мерседес" или "Роллс-Ройс", а долгая практика
в ремонтных боксах.
В начале ХХ века в России существовали "Общие правила движения автомобилей и экипажей", они состояли всего из пяти пунктов,
но уже в 1912 году к ним были добавлены "Технические правила
о движении автомобилей", в них было уже 20 параграфов.
Государственная автомобильная инспекция была создана на много позже и роль регулирования движения, выдачи свидетельств на право управления транспортным средством, контроля за водителями,
и техническим состоянием автомобилей брали на себя автомобильные дружины, клубы и общества.
Большинство автомобилей Императорского гаража были полностью открытыми, и могли представлять опасность для Императора или членов его семейства, в случае нападения со стороны террористов.
Водитель, естественно быть обязан, предусматривать и избегать любых потенциальных угроз для своих пассажиров и должен был обеспечить
их безопасность от потенциального убийцы.
Урок был изучен однажды, когда Профессор Джиллиард и Царевич были вынуждены стоять в пробке на улицах Санкт-Петербурга в открытом автомобиле. Когда люди на улице увидели, что в автомобиле сидит Наследник Трона, то только мастерство шофера, сумевшего быстро исчезнуть с опасного места, смогло предупредить опасность быть раздавленными сотнями людей, сразу столпившимися посмотреть
на Наследника.
Царевич Алексей был самым юным автомобилистом России и обучали его опытные инструкторы Императорской школы шоферов.
Уже в 1910 году Наследник примерялся к машине "Делоне-Бельвиль"
из гаража отца. Вскоре Алексей научился отлично водить автомобиль
и к Рождеству 1914 года получил в подарок маленькую машину "Пежо-Бебе". На своем "Пежо" Царевич ездил по дорожкам Александровского парка и по коридорам Александровского дворца, для этого во дворце были сооружены специальные эстакады с довольно крутыми спусками
и подъемами. На радиаторе этого "Пежо" была установлена звезда
от автомобиля "Мерседес".
В то время очень мало было соответствующим образом обученных Шоферов в Европе, тем более в России, обладающими такими навыками не только управления автомобилем, но и телохранителей в одном лице. Через пять лет, к 1912 году, штат Императорского Гаража разросся
до восьмидесяти машин. Естественно, водители хорошо вознаграждались за свое мастерство, зарабатывая вдвое больше средней платы рабочего,
в дополнение к тому что они имели полный пансион в Императорском Гараже (жилье и питание для всей семьи за счет Дворцового управления).
15 мая 1914 года Князь Орлов писал Царю:
"Жалованья рабочих гаража теперь следующие: шоферы Императорских автомобилей получают 90-100 рублей (900$-1000$) и другие рабочие 50-80 ($500-800) рублей месяц.
Но Ваше Высочество должно знать о факте, что даже в частных компаниях это стоит намного больше. Хозяева, которые держат водителей, не говорят ничего относительно прибыли, которую получают от различных видов перевозок материала, они снабжены всем что является обычно мало полезным рабочим гаража, которые живут там.
Работу в гараже нельзя назвать легкой - она не останавливается даже в отпуске, и они часто должны работать последние часы ночами и даже в течение ночей, чтобы вовремя закончить текущий ремонт, чтобы обеспечить Их Величества и их Двор автомобилями. ...Заработная плата, которую шоферы, рабочие и мойщики получают (у последних доходит до 25 рублей (250 $) в месяц) нисколько
не высоки и это не поощряет их ценить свои рабочие места,
как мы очень желали бы.
К сожалению, многие из них уходят, что ужасно сказывается относительно работы всего гаража в целом.
Я предлагаю, для того, чтобы успешно управлять предприятием в целом, необходимо установить хорошие отношения между высшими и низшими классами рабочих..."
По примеру "Императорской Школы Шофферов" создавались
и другие российские автошколы. Обычно обучением водителей
и механиков занимались гаражи при автомобильных клубах
и коммерческих организациях.
Самая знаменитая школа шоферов в Санкт-Петербурге была организована в 1910 году при первых "Санкт-Петербургских Политехнических Курсах", так называемый "Первый Техникум", находился на Большой Ружейной улице, дом 6 и вскоре он получил название "Аутотехникум".
В 1913 году обучением водителей в Санкт-Петербурге занимались
и другие организации - "Курсы шоферов" при "Русском Автомобильном Заводе И. И. Пузырева" и "Классы шоферов" при "Семеновском" и "Крестовском" гаражах и при гараже Г. Рейса.
Императорская школа шоферов, начав свою деятельность в начале
1907 года, просуществовала до февральской революции 1917 года...