Решила поделиться своими мыслями на разные темы про дистанционное обучение.
Сегодня это будет про передачу информации от обучающего обучающимся и некоторое разделение ответственности.
Успешность преподавателя в традиционном обучении очевидно «не срабатывает» в онлайн. И причин вижу несколько:
- непринятие технологий;
- отсутствие новой возможности управления обучающимися «на экране»;
- поиск своего отображения на экране, поиск правильных и нужных слов;
- умение быстро реагировать на различные действия обучающихся;
- непонимание иных способов передачи содержания кроме известных;
- невозможность авторитарно влиять на учеников и т.д.
Во всем этом многообразии неизбежно возникают вопросы:
- что и как изучать вместе?
- какой выбрать формат для объяснения нового материала, передачи теоретической информации: рассказать / объяснять, спрашиваясь / сделать видео / дать инструкцию по изучению текста и потом спросить?
- что изучать коллективно – онлайн -?
- что изучать обучающимся самостоятельно, офлайн?
Оказалось, что вариаций передачи информации в дистанционном обучении гораздо больше, чем в традиционном обучении. И каждый раз нужно этот выбор делать обучающему - нет готовых рецептов. Чем можно руководствоваться преподавателю?
Думаю,
- возраст обучающихся - определяет объём материала (10/15/20 мин или час);
- формата передачи информации и его выбор – определяется уровнем базовой подготовленности обучающихся, зависит от цели и всегда начинается с инструкции по организации самостоятельной работы с содержанием (изучение текста /видео/ аудио- -как, дискретное изложение содержания- порциями с промежуточным контролем - как) после просмотра / прослушивания / самостоятельного изучения;
- цифровой инструментарий и его выбор – зависит от сложности содержания;
- технические возможности (наличие инструментов у обучающих и обучающихся);
- владение технологиями обучающим;
- уровень организации самостоятельной работы обучающимися.
Для студенческой аудитории удобный регламент:
- установка (онлайн-),;
- самостоятельная индивидуальная работа (зависит от объема материала, но лучше порциями);
- консультация по теме (онлайн-, 15-20 минут);
- групповая работа (зависит от объема материала, но должна быть ограничена по времени);
- представление и обсуждение результата (первичный этап - в СДО, на втором этапе - онлайн - особенности, проблемы, удачные находки, пути совершенствования).
Одна из возникающих проблем при такой организации передачи информации - определить степень участия каждого участника в образовательном процессе (разделение ответственности): что объяснять обучающему, что передать на самостоятельную работу. Результат может превзойти ожидания. Иногда роли изменяются: кто молчал - начинает говорить, писать, управлять.
Процесс самостоятельной работы над контентом сопровождается:
- наводящими смысловыми вопросами, реализуемыми через элемент обратной связи, например;
- ссылками на полезные ресурсы для изучения, с аннотациями и конкретными указаниями на работу с ними.
Важно с целью организации продуктивной самостоятельной работы (как базового компонента в дистанционном обучении):
- подготовить четкие и конкретные рекомендации по организации самостоятельной работы, с установкой на результат (в том числе и формат представления, сроки);
создать «правильные» задачи с указанием времени на изучение и выполнение работы с учетом особенностей обучения (в удобное время, границы временные для выполнения), выбором технологии организации работы: индивидуально или коллективно;
- выбрать периодичность обязательного консультирования и ответов на вопросы:
- если работа под контролем в день реализации – в середине работы онлайн-консультирование;
- если работа рассчитана на несколько учебных дней – письменное консультирование ежедневно в установленном регламенте (обучающийся пишет вопросы по мере их появления, обучающий отвечает по согласованному ранее графику – 2-3 раза в день, например).
Да, работая дистанционно, обучающему важно правильно организовать работу по изложению нового содержания. И это тоже новый вид деятельности для учителя.