В самом начале февраля я по учёбе отправилась в Шанхай, в апреле Россия закрыла границы и прекратила авиа-сообщение. Учёба подошла концу, а я застряла в чужой стране без возможности вернуться. О том, как можно выбираться из одной закрытой страны в другую закрытую страну, дальше много текста.
Это страшно. Пугает сама мысль - "я не могу вернуться домой". Ты в чужой стране, в чужом мире, в состоянии тихой войны, границы закрыты и вся твоя жизнь - твоя семья и близкие - всё по ту сторону закрытой границы. Интернет полнится обещаниями правительств забирать "своих", ровно как и морем негатива от соотечественников, дескать, "сидите где сидели, хотели свалить - вот и не возвращайтесь" и всё в таком духе. Начинает натурально ехать крыша.
Российское правительство создало красивую стандартную схему помощи "своим там": 1) Подача заявления на Госуслугах для организации рейса; 2) получение матпомощи и ожидание рейса; 3) составление списков и предварительная регистрация на рейс; 4) оплата или взаимозачёт, если был билет; 5) перелёт; 6) прохождение карантина.
Сразу оговорюсь - про материальную помощь я ничего не знаю. Мне она была не актуальна и я просто надеюсь, что её смогли получить действительно нуждающиеся люди. Также я могу поручиться только за свой маршрут Шанхай-Москва. Как проходят все пункты в других регионах я не знаю.
Подача заявки и согласование рейса. Рейс кто-то должен организовать. Вопрос "кто?" остаётся без ответа.
Рейс Шанхай-Питер-Москва 6 мая стал первым рейсом из Китая в Москву после прекращения авиа-сообщения. Первым за месяц. До нас был рейс Шанхай-Владивосток-Благовещенск, который улетел на 4 дня раньше и стал вообще первым вывозным рейсом из Китая. Оба рейса - результат труда нескольких простых граждан застрявших в Китае.
Именно они обзванивали все инстанции и собирали ручками все данные о желающих уехать. Эти люди (я, к сожалению, знаю их только по аватаркам в общих чатах) больше месяца доказывали, что в Китае есть граждане России, которым надо вернуться домой. Благодаря им на нескольких рейсах смогли улететь 176 человек.
Итак. Мне повезло - рейс организовали за меня. Ждала я совсем не долго. Оповещение о рейсе пришло буквально через день после моего оформления заявки на Госуслугах.
Ожидание рейса. Всё делается вручную простыми людьми в сжатые сроки. Ошибки неизбежны.
О рейсе объявили за неделю до предполагаемого вылета. Сказать, что это было внезапно - не сказать ничего. За несколько дней предполагалось закрыть все хвосты в Шанхае, собрать всю свою жизнь, загрузить в чемодан и вылететь.
За сутки до вылета нам объявили о переносе рейса сначала на 8 часов раньше, потом на сутки позже, и всё это не точно, и всё это по данным разных ответственных лиц. Народ звонил кому только мог, Аэрофлот говорил одно, Росавиация другое, в аэропорту Шанхая вообще ничего не знали. Тут мне снова повезло - мне до аэропорта было ехать 2 часа, я могла сорваться в любой момент. А кому-то до Шанхая ещё надо было добраться.
Спустя 12 часов нервов (которые ощущались вечностью) нам объявили о сохранении изначального времени вылета. Все выдохнули.
Регистрация и составление списков на рейс. Куда возьмут не всех
На рейс допускают граждан РФ в зависимости от региона проживания. Для каждого рейса решается отдельно. На наш рейс пускали жителей (условно) "европейской части России". Мне повезло - я москвичка и спокойно на рейс попала. А ребята с Урала, например, ехали в аэропорт на свой страх и риск - они до последнего не знали посадят их на борт или нет, смогут они купить билеты или нет. В итоге вылетели все, кто приехал в аэропорт, за что низкий поклон работникам Аэрофлота и Генконсульства.
Оплата или взаимозачет. Пожалуй самое понятное
У всех прекрасно сработала схема 400 евро с носа, если не было билета, и взаимовычеты-зачёты, если был билет российских авиалиний.
Перелёт. Долго, трудно, но душевно
Это был один из самых сложных перелётов за мою небедную историю воздушных путешествий. Сказался продолжительный стресс подготовки и томительное ожидание в аэропорту (всех собирали за 5 часов до вылета). В самолёт мы уже упали уставшие. 9 часов до Питера. Недолгое ожидание в самолёте. Ещё 2 часа до Москвы. Болело всё у всех, одной девушке стало плохо до потери сознания - резко упало давление. Ситуация весьма стандартная для перелётов такой дальности, но на общем фоне резала как по живому.
Весь полёт было печально было смотреть на стюардесс в белых защитных костюмах и масках, а с борта нас выводили под бдительными присмотром полиции. Напряжённая атмосфера, скажем так.
И тут я начинаю говорить "мы" и "нас", потому что более дружного путешествия в моей жизни тоже не случалось. Около стоек регистрации в аэропорту Пудун отдельные выезжающие рейсом Шанхай-Питер-Москва становились частью единой группы. Мы друг друга не знали, но любили и заботились друг о друге по умолчанию. Все лица очень быстро запомнились - нас было всего 127 человек и мы единственные европейцы на весь аэропорт. Над нами летали какие-то шутеечки, мы сбивались более узкими кружками, узнавали друг друга и приходили на выручку. Быстро обменивались информацией и быстро находили общий язык.
Эта группа рассыпалась сразу по прилёте. Но она была единым живым организмом все 5+13 часов.
Карантин по прибытии. "В Россию" ещё не значит "домой".
Одним из главных моих опасений было то, что меня могут отправить в какой-нибудь санаторий на карантин. Но мне снова повезло. Из аэропорта для Москвы и Московской области организовывали развоз "до места проживания", и мне удалось без лишних проблем доказать своё право проживать по указному в анкете адресу (отличному от прописки).
По домам отпустили всех из Москвы и МО, мы подписали обязательство 2 недели сидеть в домашней изоляции, и к нам теперь иногда приходят или звонят участковые. Народ из других регионов отправили в обсервацию в подмосковный санаторий. Судя по фоткам, выглядит там всё прилично.
Со времени перекрытия границ и отмены авиа-сообщения из Китая в Россию вернулось 176 человек (на 404 свободных организованных мест). Люди просто не успевают собраться, приехать из разных уголков огромного Китая в один аэропорт, да и не всегда есть уверенность, что тебя вообще возьмут.
Мечтающих выбраться осталось ещё очень много. Они разрывают чаты и обрывают телефоны консульств. Машина ведомств прокручивается очень медленно и неохотно, а "выхлоп" кажется мизерным. Пока планируется ещё один рейс на 13 мая из Сицзяо в Иркутск. И я лично даже не знаю, где находится загадочный Сицзяо.