В чем разница между кликбейтом и обычным заголовком? Например, если вы читаете рецепт пельменей, а потом каким-то образом оказываетесь в статье про неудачные пластические операции звезд — вы попались на кликбейт. Подобные заголовки всегда обещают что-то невероятное и шокирующее, во что невозможно поверить. Вот примеры кликбейта:
Школьница отдала свой обед бездомному. То, что он сделал после, заставит вас плакать!
Изменяет ли ваш муж? 100% гарантия измены, если он делает эти вещи...
Мужчина попытался обнять льва. Вы не поверите, что произошло дальше…
Правда, когда вы перейдете по ссылке, вы не увидите ничего экстраординарного: бездомный обнял школьницу, с мужчиной и львом все порядке, а мужья всегда изменяют женам (но это не точно). В этом суть кликбейта — обмануть ожидания.
Чем плох кликбейт?
Может быть, вам кажется, что кликбейты это рабочий, но некрасивый прием с точки зрения этики, а статьи о том, что кликбейтом пользоваться плохо написали ханжи и моралисты.
Однако кликбейты могут вам навредить, и сейчас мы разберемся, каким образом.
Читатели перестанут вам доверять.
Занимаясь контент-маркетингом, компания старается выстроить доверительные отношения с аудиторией. Читатель получает бесплатно полезную и интересную информацию и превращается в клиента. Если же он раз за разом будет видеть громкие, но обманчивые заголовки, он разочаруется в компании. Мальчику, который кричал “волки” в итоге перестали верить.
Меньше репостов, больше негатива.
Видеть постоянно очевидно фейковые заголовки — раздражает. Если ваш друг без всякой иронии делает репост с очевидно отфотошопленной картинкой и заголовком в стиле “ШОК! Самый сильный младенец в мире”, вряд ли у людей это вызовет что-то кроме насмешливой реакции.
Проблемы с SEO
Вас не буду искать через поисковики, и вот почему:
- Трудно придумать адекватные ключи под кликбейтовый заголовок
- Подходящие кликбейту ключи никто не использует в поиске. Такой контент — случайная находка во время основной деятельности. Люди не вбивают в строку поиска “очень шокирующие вещи”.
- Кликбейт повышает процент отказов. Люди научились быстро отличать “развод”, поэтому они сразу же закрывают страницу.
Хороший заголовок по принципам кликбейта.
Кликбейт вызывает такой живой интерес из-за чувства незавершенности. Обещание чего-то шокирующего и неожиданного заставляет людей нажать на статью в поисках ответа.
К этому приему можно прибегнуть и без обмана ожиданий. Заинтересуйте читателя вопросом, а в статье дайте честный ответ. Главное — не делайте обманчивых обещаний и не используйте эти набившие оскомину “вы не поверите”, “вы будете в шоке”, “невероятный способ” и прочие пустые, но громкие слова. Читатель действительно вам уже не поверит, потому что давным давно насмотрелся на все это в интернете, и шокировать его почти невозможно.
Сравните заголовки:
Кликбейт: Мужчина поднял с колен бизнес. Вы не поверите, как ему это удалось.
Нормальный заголовок: 10 работающих способов вернуть свой бизнес к жизни.
Здесь присутствуют усиления: слова “работающий”, “вернуть к жизни”, а также цифры. В статье действительно десять шагов, которые помогут бизнесу. Никаких обманутых ожиданий.
Еще пример:
Кликбейт: Эти советы превратили скромную девочку в королеву бизнеса за неделю
Слишком заманчиво. Чувствуются завышенные ожидания. Скорее всего читательница не увидит там обещанной “королевы бизнеса за неделю”.
Нормальный заголовок: Как выжить на конференции: гайд для интровертов.
Статья также о бизнесе и о “скромных” людях, однако она подразумевает реальные полезные советы. Здесь присутствуют усиления: “выжить”, “гайд” (детальная проработка вопроса).
В попытке вызвать интерес не переусердствуйте, используйте правильные слова и не обманывайте ожиданий.
Подытожим:
- Кликбейт обманывает ожидания читателя. Он создает искусственный интерес, который люди хотят сразу удовлетворить.
- Кликбейт вам навредит. Читатели утратят доверие, репостов будет меньше, SEO просядет.
- Однако при создании оправданных ожиданий можно безвредно порождать читательский интерес.
Узнать больше полезных приемов, а также вникнуть в основы контент-маркетинга можно на бесплатных онлайн-курсах международной школы бренд-менеджмента D’SKUL.